Как провести хронометраж работника

�����������

Как провести хронометраж работника

����������� — ��� ������ �������� ��������� ������ ����� ������� � �������� ����������������� ��������, ���������� ����������. ����������� ��������� �������� «��������������» � «�����» �������.

����������� �������� ������� ������� � �������� ������� �������, ��������, ���������� ������������, ������ � ������� �����, � ����� � ����������� �������������� ����������, ���������� �������, ������� ���������������� � ������������ ������� ��� ��������� ������ �������� ��������. ����������� ����� ����� ��������� � ����� ����������� ������������ ������� ��� ������������ ������ ��������.

����� 1. ����������� ��������� ������������ 

������ � ������� �������� �������� �������� �������� (���������� �������� �������), ���������� ������������ ����� ������ ������� ��� �� ���� ����������� ������� �������, ��� � �� ���� ������������.

���, ��������, ���� ������������ �� ����������� ������������ ��������������� ����� ������ ���� ������������ � ������� ������ ����� (��� ����������� ���������� �����), ����� ���������� � ���������� ������������ ����� ���������� �� ������, ����� ������ ������� ������������ � ����� ������� ������ �������� ������� ������������. ����� ����� ��������� ������� ������������� ���������� ������ (����- ��� �����������).

������ �������� ���������� ������������ �������� ������� ������� �� ��������� �������:

  • ����������� ���������� �����, ������������ ��������;
  • �����, ������������ � ���������� ������������, ������ �������������� ��� ����������, � �.�. ��������, � ����������� ���������� �����;
  • ����������� ������ ������������� ����� �������, ����� �������������� ����������� ������������� ��� ����������� ��� ������� ��������� �������.

��������� ���������� ��� ���� ���������������. ��� ����� � ������������ ����, �������������� �� ���� ������, ���������, ��� �������, ������ ��� ��������� �������, � ����� ����� ������������.

������ �������� ���������: �������� ������������, �.�. ������, ��������� � ���� ������������, ������ ���� ��������������. ������������� ��������������, ��� ������� ���� �������� ���������� �������� �������, ����� ������ �����������, ��� ��������� ������� �������� �������.

���� ����, �������������� �� ���� ������, ���������� ����������� �������� �������, �� �� ������ ���� � ��������� � ������� ���� ������ ��������� ����� ������� �������, ������� ���������� ������������ ����������, ��������� � ����, ��� ���� ������������� � ����������� ������� �������.

���� ��� ������� ���������, �� ����� �������, ��� ����������� ������������ ����� ����������� ����������� ������� �������, �� ���� �������������.

��� ���������� ����� � ������ ������� ��� ������ �� �������:

  1. ����� ������� ������� ������� ������ ����������� � ��������� �������� ������ ����������� ����� ��������, � �����
  2. ����� �������� ������� �� ������ ���� �������� ������ ���� ��������.

��� ����������� ���� ������������� ������ � ����������� ����������� ������������� (������������, ����������, ��������, ����������� ��������) ������� � ������ ������� ����������, ����� �� ������� ������������ ����������� � ����� ����������� �������� ��������� ������� ��� ���. ����� ����, �� ������ ������� ����������� �������� ������� ����� �����, ������ ���� ����������� ������� ����������� ����� �������, ��� � ������� �� ����������� ��� ����� �� ������� ������������, ����� �� ������ ����� � ��� ����� �� �������� �����.

������������ ���� ���������� � ������� �������� �� ������������� ������������ �� ������ ����� � ��������� «���������� �������������»

��� ������������� ������������ ���������� ��������� ��������� �����������, ��������, ���������� ������������� ��������������� ���. ����� ����� ����������� ���������� ������������ �� �������� ��������� ������� � ������������ ��������� ��� ��������� �������, ������� ������������.

��� ������� �� ����������� ����� ���� ������� ������. �� ���� ����� ���������� ���������� ����� ������������, ������ ����������� ��� ������� �������.

��� �������� ������ �� �������� ������� ����������� ��������� ����� ��������, ��� ������� � ����� ������ ���� ���������� �������� �������.

������� � ���������� ��� ���������� ������������

��� ���������� ������������ �������� ������� ���������� ��� �������� ������ � ����������:

  1. ����������� ������ ���� ���������� �����������������, ����� ����� ��������� � ������� �������. �� ����� ������ ������� �������� ������������ � � ������ ������������� ����� ������� ������� ����������������.
  2. ����������� ������ ������������� ����� �������, ����� ��������� ��� ����� ������� ����������� �� ������������ ��������� � ��� ����� ������ ������ ���; � ������ �������, �� ������ ����� ����������� �������� ������ ����� �������� ��������.
  3. � ����� ����������� ������������� ���������� ������������, �������, �� �����������, �������� ��������� � ���� ������, �� �������� ������� ����������, � ����� � �������� ������.
  4. ������� ��������� ������� ������������� ��������, � � ������ �������������, � ��������� ����������� � ��������� �������������� ����������� � ������ ���������������� ����� � ���������� ������������.
  5. ����������� ������ ��������� ��� ������ ������������ ���������. ������� ����������, ��� �������� ����� ����������� ����������, ���������� ����� �� ������� ��������� � ����������� ������������ ���� ������������.
  6. ���� ������������ �������� ����������; ������� � ��� �� ������ ���� �����������; ������ ������ ����������� � ������� �������, �� ����������� �����������.
  7. ������ �������������� ���������� ���������� �� ������� ������������.

������ ���� �������� ��������� ���������� ��������� � ������������� �������� ��������. �������� ������� ����������� ����� ��������, ������������, ��������� �������� ����������. ��������� ������� ������� ����� �������� �������� ������� ������� �������� �������� (��������, ����: ��������� ������; ��������� �������: ����� ������).

�������� ������� ����� �������� �������� ������ ���������� �������� �������� (��������, ��������� ������������ ������). �������� ��������� ������� ������ �������� �������������� �������� ����� ��������; ��� ��������������� ��������� ��������.

����������� �� ����� ������� �������� ������ ������������, ������� ��������� � ��������� ��������� ������� ����� ��������. 

���� ����� ���������� ������������ ����������� � ���������� � ��������������� ����� �������, �� ������� � ��� �� �����, ��� �������, ����������� ����������� ������� ��� ��������� �������.

��������� ��������� ���� �������� ��������:

  • ������� ��������� �������, ������� �������� ����� ����������� ������ �������� ��������������� �� ����� ����������;
  • ������� ���������� �����������, ������� ���������� ������� ��� �����, �������� ����� ���������� ��� � ���������� �����. 

���������� �� ���� ������� ������ ��������������� ��������� ���������:

  1. ������� ���������� �����������: ������, ���, ������, ���������.
  2. ������ ������ �������������� ������������ ����������� �� ������������� ��� ��������� ������� – ���������� �� ����������.
  3. ������ ������ ������������ ������������ ������� �������� ���������: ��� ��������� � ���������� �� ������ ������ �� ��������. 

��� ����������� ������ ����������� �������� ��� ��������� ������� ���������� ���������� ��������� ����������� ����������:

  1. ������ ������ ������������ ����������� ������ � ������ ����� �����.
  2. ����� ������������� ���������� � �������� ������� ������� ������ ��������� ���������� ��������� ���������, �� ������� ����, � ������� ����� �����.
  3. ������ ������ ����� ������� �������������� � ���������� �������. � ������ �������� � ������ ������� ��-�� ���������� �������, ��� ���������� ������ �� ������ ���� ��������.
  4. ������ ������ ��������� ��������� � ���������� �� ������� ������ � «�������� ��������� �����» (����, ���������, �������� �����������, ������������� � ��������� ����, ������� � ������ ����������� � ��.). 

����������� ������� ������ ��������������� ���������������� ��������, �������� �� ��������. ������������� ����� ������� ������� ��� ���������� ��������������� ���������� �, ��� �������������, ������� � ������� ������ �������� �������� �������. 

� ��������� ����� ���������� ��������������� �������� ����������� ������� ��������� �������. ���������, ����������� � ������ ��������� ������ �������������� � ������� ����������� ������, ��� ������ ���������:

  • ������ �������������� ������ ������� � ���������������� �� ������ ���������,
  • ��������������� ���������� � ���������� ���� ������ � �������� ������ � ��� �� ����������,
  • ������� ������������� ������ (�������������� ������������� �������) � ����������� ������������� ����� ������ ����������� ��� � �������� ������,
  • ������� � ������������ ������ ���������� ������ �� ������� �������� ���������,
  • ����������� ��������� ��� �������� ������� ��������� �������. 

����� ����� ������ ������������� ��������� ������� ������������ ��������������� ������� ��� ��������� ������, � ��������� ��������������� ����������.

������� ���������� ������������ �������� ������������� ��������� �������: ����� ���������� � ������� ������������; ����������� ����� ������; ������ ������; ������� ��� ������� �������; ����������� ����������� ����������������� ��������; ������ � ���������� ������������.

���������� � ������� ���������� ������� �������� �������

����� ���������� � ������� ���������� ������� ������� ����������� � ���������:

  • ����������� ������ �������� �������������;
  • ������������ ����������� ������ ������������ �����, �� ��� ���� �� ������ ���������;
  • �������� ��������� � ����������;
  • ��������� ������������� �� ����������� ���������;
  • ������������� ��������� � ���� ������������;
  • ��������� ��������� ������������ ��� �����������;
  • ���������� ������� ������������ �� ������� �����������;

������ ������ ������� ������ �������� �������������� �������� ����������� ����� ��������; ��� ��������������� �����-���� ��������� ��������, ��������, ��������� ���� �� ������, ������ ������ ����������� � ��.

������������ �������� ��� ������� ������� ������������ �� ����� 2. ���� ����� ���������� ������������ ����������� � ���������� � ��������������� �������� �������, �� ������� � ��� �� ����� ����������� ����������� ������� ��� ��������� �������.

����� 2. ������� ��� ������� ������� 

��������� 2 ������� ������� �������: �� �������������� ������� ���� �� ���������� �������. ������������� ����� (F) — ��� ����� �� ������ ������������ �� ��������� ������� ���������� ����� ��������. ��� ��������� ��������� � ������ ����� ������ ���������� ����� ������ ������� �, ����� �������, ������ ���� �������� ���������� ��������.

��������� � ������ ������ � ��������� ������������ ������� �� ����������� ���������� ������ ��������, ������� ������������ ��:

1) �������� ��� ���������� ���������� ������; ��� �������� ������� ��� ���������� ������������ ������ � �������� ��������������� �����. ���������� ��������, �������� ��� ������, ����������� ����� ������ � ���� �������������� ���������� � ���������� ������� �������������� �� ����� ������������.

2) �������� � ����������� ������������ ������; ����� ����������� ������� ������� ����� ��� ����� (����) ����� �� ������� ����������� ������������ ��������� �������. ���������� � ����������� �������� ��������� ������ �������������� ����� �������������.

3) ���������������� ����������� ��������; ��������� ��������� �������� ������� ���������� ������� ��� ���� ������ ������� �� ����� ����� ��������, ������ ����� ����� ����������� ��������� ����.

4) ����������� ����������� ��������, ����� ��������� ����������� ������ �������������. ��� ����� ����������� ��������� ����� ������������� ���������� ������ (��������, ������ 5 ������), ��� ����� �������������� �����������.

���� ������������ �������� � ��������������� �� ��������� ������������ REFA ������������ � ������� �� c���� 3.

����� 3.������������� ���������� ������������ ��� ��������� ������������ ���������. 

����������� ��������������������������������������
1������� ��� ��������� ���������� ��������������� ������������, �������������� ����Z1Z1E
2������� � ����������� ������������ �������������� ������������, �������������� ����Z2Z2E
3������� � ������������ ����������� ��������� ����� ������ � ������ ������������������ ������������, �������������� ����Z1Z1EZ2E
4������� � ������� � ���������� ������� ������ � �������� ���������� ����� ��� ������� ������������������ � �������, ������������ ������Z1Z3

������ ������������. �������� ����������� ������� ������� 10 ������ �������� �������� «������ ��������� ������������».

������ �������������� ������������ ������� �������� � ������ F, ������������ ������ ���������� ������� – � ������ ti, ������ ������� ���������������� – � ������ L (������� ����������������). ����������� �������� ������� ����� ���������� �� �������

, ��� HM– ������� �������, ������ ����� ����� ������; 100 HM= 1���. 

��������� �� ����:

— ������ ������������

— ��� ����� — MOST ��� �����������?

Источник: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/khronometrazh-rabochego-vremeni.html

Что такое хронометраж рабочего времени?

Как провести хронометраж работника

Как максимально оптимизировать использование рабочей силы трудящихся, задействованных в производстве? Нужно правильно провести хронометраж их работы.

Проанализировав фотографию рабочего дня, составленную поименно, можно добиться успехов благодаря повышению производительности труда.

Порядок успешной работы, целью которой является оптимизация трудовых затрат и времени, заинтересует каждого читателя данной статьи.

Что это такое?

В процессе выполнения рабочих обязанностей каждый сотрудник выполняет ряд действий. На предприятиях периодически изучают, сколько в среднем затрачивается минут для совершения каждой отдельной операции работником.

Этот процесс называют хронометражем рабочего времени.

После описания поминутной фотографии операционных движений во время ручного или машинного труда анализируют все данные для улучшения производительности и более эффективного использования рабочей силы.

Благодаря такой кропотливой работе хронометраж помогает оптимизировать затраты физических сил людей, задействованных в компании.

Во время исследований трудового процесса работника изучают следующее:

  • какие применяются условия труда;
  • используемые технологии;
  • профессионализм и наличие квалификации у трудящегося;
  • организацию и обслуживание его рабочего места;
  • психофизиологические способности человека;
  • иные характеристики сотрудника, помогающие ему в работе.

Выделяют 3 вида исследований для описания хроники рабочего времени:

  • Непрерывное наблюдение. Он заключается в проведении замеров времени каждой части из общего процесса, которая циклически повторяется при последовательном выполнении до конечного этапа.
  • Цикловой хронометраж. Он объединяет в отдельные группы для удобства при дальнейшем изучении циклически повторяющиеся быстрые действия;
  • Выборочные моменты. Такие исследования проводят только для строго определенной операции.

Выбирая методику и обрабатывая созданное описание, прежде всего, ориентируются на поставленную цель проведения хронологических исследований.

Цель составления

Для чего же нужно периодически подробно изучать, как работает сотрудник на производстве?

Ответ здесь не может быть неоднозначным, поскольку причин для анализа довольно много.

Цели проведения исследований трудового процесса сотрудников могут быть самыми разными:

  • уточнение подробной структуры операции;
  • сколько всего времени тратиться на обработку предмета труда;
  • для рационализации используемых методик на производстве;
  • обнаружения причин невыполнения установленных норм;
  • выявление нерациональных потерь времени;
  • анализ ненужных затрат труда, которые затягивают рабочий процесс;
  • получение данных о негативных факторах, влияющих на продление цикла;
  • для разработки нормативов по планированию и использованию рабочего времени;
  • анализ и оценка качества рассчитанных и утвержденных норм;
  • для решения других задач производства.

цель среди всех этих моментов одна: утвердить такие нормы времени для выполнения производственных циклов, которые позволят реально быстро повысить производительность труда при минимуме негативных факторов.

Использование фотографии трудовой деятельности работников позволяет решить две наиболее важные задачи:

  • Определить, какие затраты времени фактически используются на выполнение элементов операций.
  • Установить подробную временную структуру производственных процессов на протяжении рабочей смены.

Грамотный анализ полученных результатов позволит на любом предприятии разработать оптимальные нормативы и выбрать наиболее рациональные методы труда.

Преимущества и недостатки

Подробный анализ действий работников во время трудовых процессов имеет ряд преимуществ:

  • повышается личная производительность каждого сотрудника без лишних усилий и затрат;
  • проведение хронометража позволяет выявить неэффективные моменты в работе трудящихся, которые можно в дальнейшем устранить;
  • благодаря анализу есть возможность установить лучшие нормы времени на выполнение операций.

Однако при всех положительных моментах у хронометража есть свои минусы:

  • Для выполнения стенографических записей нужно иметь достаточную усидчивость и терпеливость. Однако такими качествами обладает далеко не каждый сотрудник.
  • Создание фотографии рабочего дня должно проводиться без переговоров с исполнителем задания и другими людьми, т. к. это отвлекает исполнителя от наблюдения, что в реальности для человека очень сложно.
  • Нельзя поручить сотруднику выполнение описание его собственных действий в рабочую смену, поскольку будет погрешность в измерениях за счет того, что он затратит некоторое время на внесение данных в хронокарту.

Есть и еще один недостаток, который касается денежных затрат. При найме исполнителя со стороны для выполнения обязанностей стенографиста, ему придется платить дополнительную зарплату.

Как провести хронометраж рабочего времени?

Есть определенный порядок, который регулирует отношения работодателя, исполнителя работ и исследуемого сотрудника.

Он включает такие позиции:

  • До начала исследований нужно оповестить задействованных работников о сроках и правилах их исполнения.
  • Выбрать способ проведения замеров и описания хроники во время рабочей смены.
  • Снабдить стенографиста соответствующими временными механизмами, листами хронометража.

Все эти мероприятия нужно провести на подготовительном этапе перед проведением хронометража.

Кто должен проводить?

Для назначения сотрудника, ответственного за наблюдением за рабочими процессами, нужно ориентироваться на такие его качества:

  • наличие определенной квалификации для того, чтобы он мог суметь разбить на части и подробно описать весь цикл действий работника;
  • опытность и владение техникой исследований во время хронометража;
  • может выделить негативные моменты или наоборот, оценить степень их эффективности.

Место расположения наблюдателя должно быть оборудовано так, чтобы он мог все видеть и в тоже время минимально оказывать влияние исследуемого трудящегося.

Стенографист не должен мешать процессу работы. Если это невозможно выполнить, то его действия должны быть сведены к минимальным помехам в работе наблюдаемого при наблюдении за его действиями.

В то же время ему нужно обеспечить возможность хорошего обзора всего производственного цикла.

Методика и правила

Во время составления фотографии рабочих процессов нужно придерживаться некоторых требований и правил:

  • Чтобы погрешность в ходе измерений была сведена к минимуму нужно избегать разговоров с работниками и особенно с тем, кто подвергается исследованиям.
  • Необходимо выполнять условия, прописанные в коллективном договоре.
  • Наблюдатель должен придерживаться утвержденного регламента предприятия о своевременном информировании администрации предприятия и других подразделений об исполнении стенографических исследований у них хроники рабочих процессов.
  • Нельзя начинать проведение хронометража над работником, не уведомив его об этом предварительно.
  • Испытуемый должен заранее знать, с какой целью проводится исследование.
  • Заполняемая форма бланка хронометража относиться к разряду отчетной документации, поэтому в нем не может быть допущено ошибок и исправлений. Изначально создается черновой вариант рукописным способом, а затем записи переносят в лист с помощью технических устройств.
  • В процессе проведения измерений рабочих циклов нужно неукоснительно соблюдать правила по технике безопасности.

Обратите внимание! Во время разработки плана мероприятий для стенографиста и работника нужно учитывать человеческий фактор, т.к. человек не может работать, как робот. Он отдыхает, если устал, или отлучается по другим личным нуждам.

Эти факторы влияют на погрешность в хронометраже рабочего времени.

Например, фрезеровщик во время проведения сложной обработки деталей на станке должен отдыхать не менее 5 мин после каждого рабочего часа.

Существенное влияние на замеры влияют опыт и квалификация трудящихся.

Чтобы получить среднее значение для исследования отбирают нескольких тружеников. Если проводится хронометраж работы для токарей, слесарей или других ремонтников, то нужно учитывать, что чем выше их разряд, тем быстрее выполняется работа.

Подготовка

Обязательно перед исследованиями проводят предварительную подготовку.

Она включает в себя несколько этапов:

  • Производится выбор объекта для составления хронометража в зависимости от поставленной цели: при уточнении или оценки норм исследование проводят среди разных членов бригады; для разработки нормативов изучают рабочую деятельность типичных исполнителей в процессе определенной работы, подходящих по своим психофизиологическим качествам и квалификации;  при рассмотрении передового опыта выбирают наиболее успешных сотрудников, использующих эффективные методики для выполнения задач производства.
  • Ответственный за хронометраж сотрудник вначале проводит ознакомление с операцией.
  • Разделяют границы элементов операции, которые называют фиксажными точками. Их устанавливают при каком-то резко выраженном эффекте (звуковом или визуальном) в тот момент, когда происходит начало и окончание периода одного из элементов операции. Например, вспышка во время сварки металла или звук при разрезании трубы из-за прикосновения режущего диска болгарки. Потом наблюдатель в эти позиции будет заносить данные с описанием всех подробностей на листе хронокарты.
  • Определяется нужное количество замеров при исследовании за время наблюдения. Например, как указано в таблице 1, расположенной ниже.
  • Проводится беседа со всеми работниками для разъяснения им цели исследовательских изысканий. При этом объясняется порядок проведения хронометража. Непосредственно перед началом исследований проводится проверка на соответствие нормальных условий труда в выбранных рабочих местах.

Таблица 1. Количество замеров для хронометражных наблюдений

Документальное оформление

Проведение хронометражного наблюдения выполняется с помощью секундомера или хронометра.

Замеры времени производятся до тех пор, пока их число не достигнет ранее установленного количеств для конкретного элемента операции, указанного на этапе подготовки. Все записи о полученных результатах фиксируются в наблюдательном листе.

Во время исследования наблюдатель следит за порядком выполнения отдельных элементов операции.

Следует подробно помечать, какие отклонения им были увидены при замере времени. Это нужно для того, чтобы исключить такие дефектные замеры из дальнейших расчетов

Карта (образец)

Все данные, полученные во время исследований временных интервалов, затраченных на проведение конкретных элементов операций, вносятся в специальную хронокарту.

Заполнение ее начинают с лицевой стороны во время подготовительного этапа.

На титульном листе вносят следующие записи:

  • название и другие данные об изучаемой операции;
  • описывают характеристику оборудования;
  • наличие инструмента;
  • свойства материала;
  • сведения о подразделении внутри организации;
  • данные о сотруднике.

До проведения хронометража обязательно проводят разграничение операции на разного рода периоды или элементы. Расчленение зависит от вида производства, цели исследования, системности повторяющихся действий, а также доступности и возможности осуществлять измерения по каждой из процедур.

Типовой образец хронокарты:

Типовой бланк:

Хронокарта (бланк)

Примерный образец приказа

Для проведения исследований по затратам рабочего времени руководителем издается специальный приказ об информировании о мероприятии выбранных сотрудников.

Пример такого документа о назначении ответственных лиц:

Приказ о хронометраже

Приводим пример по заполнению документа по проведенным исследованиям хронометража рабочего дня у главного бухгалтера.

Пример заполнения хронокарты для главного бухгалтера:

Результаты и их интерпретация

Вносить результаты замеров нужно в соответствующие позиции бланка карты.

При этом проведение интерпретации данных по хронометражу возможно несколькими вариантами:

  • путем визуального наблюдения при изучении статистики действий сотрудника;
  • факторным методом, при котором производится сравнительный анализ собранных при исследовании данных;
  • установление зависимости между полученными параметрами, показывающими динамику движений сотрудника, и иными данными, имеющими существенное значение для производства.

При проведении исследований эти 3 метода интерпретации полученных в ходе хронометража замеров осуществляются наблюдателем или его компетентным коллегой прямо во время проведения слежения за рабочим процессом.

Полученные данные применяют для анализа производственных процессов, принятия решений об использовании методик труда или кадровых перестановок, рекомендаций для работников.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://kadriruem.ru/hronometrazh-rabochego-vremeni/

Хронометраж рабочего времени

Как провести хронометраж работника

Хронометраж рабочего времени – это способ изучить затраты времени на выполнение той или иной работы с помощью замеров и фиксации длительности действий, которые выполняют ваши сотрудники.

Эта процедура проводится в целях анализа трудового процесса, повышения эффективности работы персонала компании.

Для того чтобы провести ее, нужно определить объекты хронометража, а также единицы измерения.

В проведении хронометража рабочего времени сотрудников обычно прежде всего заинтересован работодатель, так как верно проведенный хронометраж позволяет провести оценку и заметно поработать над повышением эффективности труда персонала, пересмотреть рабочие процессы. Кроме того, хронометраж также может быть задействован в целях осуществления:

  • оценки загрузки оборудования, которое используется в трудовом процессе;
  • оценки эффективности тех или иных управленческих решений относительно определенных бизнес-процессов (и последующего определения способов их необходимой корректировки, доработки и повышения эффективности).

Как провести хронометраж рабочего времени

Проведение самого процесса хронометража очень сильно зависит от цели исследования и от исследуемых рабочих процессов.

Так, например, если определяемое по результатам хронометража запланированное на выполнение того или иного процесса время должно быть использовано в системе оплаты труда (для определения размера заработной платы), тогда требования к процессу проведения хронометража будут отличаться от случая, когда данные полученные в процессе хронометража определяются для расчета уровня загрузки средств производства.

Не забывайте о том, что для того чтобы провести хронометраж рабочего времени необходимо тщательно подготовиться, в том числе, предупредить соответствующих лиц, за которыми будет вестись наблюдение, о проведении подобных мероприятий.

Далее перед проведением хронометража необходимо определиться со способом измерения времени и применяемыми для этого приборами для измерения времени, листами хронометража.

Все эти вопросы стоит решить заранее – это позволит достичь поставленных целей при проведении хронометража.

Вообще существует 3 основные операции в организации хронометража рабочего времени:

  • подготовьте формы хронометража. Формы могут предназначаться для конкретной должности или определенной трудовой функции;
  • организуйте сбор данных (он заключается в заполнении соответствующих форм) относительно со временем нахождения сотрудника на работе;
  • проведите систематизацию и анализ данных, которые были получены в процессе проведения хронометража.

При проведении такого процесса в компании как хронометраж рабочего дня можно определить ряд основных правил:

  • Наблюдатель за процессом должен достаточно разбираться в специфике деятельности, за которой он наблюдает, чтобы уметь разделить и описать процесс. Кроме того, он должен владеть техникой хронометража.
  • Наблюдатель должен находиться на предприятии таким образом, чтобы не мешать трудовому процессу, не оказывать никакого воздействия на наблюдаемого, но должен хорошо видеть его;
  • Для обеспечения непрерывности процесса наблюдатель должен быть беспристрастным, не вступать в полемику или дискуссии с работниками, участвующими в проведении хронометража, не совершать действий, мешающих проведению процедуры или как-либо влияющих на ее результат;
  • Следует соблюдать условия коллективного договора, а в случае необходимости, и другие нормативные акты предприятия в отношении информирования сотрудников и руководства о проведении хронометража;
  • Хронометраж нельзя проводить, не предупредив объекты наблюдения. Поэтому работников, за которыми будут наблюдать во время хронометража, необходимо перед началом исследования предупредить о происходящем процессе и его цели.
  • Лист хронометража является документом и это стоит учесть при заполнении — в нем не должно быть помарок и исправлений; по возможности записи должны выполняться с помощью специальной техники, не допускающей исправлений.
  • При проведении хронометража должно обеспечиваться соблюдение требований по технике безопасности.

Сама процедура состоит из определенных этапов — временных отрезков, каждый из которых имеет начальное и конечное событие. Конечное событие каждого временного измеряемого этапа является начальным событием следующего временного этапа.

Начальное событие каждого этапа процесса задается началом первого элемента процесса (например, этап — выточить шестеренку, начальное событие — взять шестеренку).

Конечное событие этапа процесса — это конец последнего элемента процесса (например, положить шестеренку на конвейер).

Мы описали «классический» метод хронометража. Однако хронометраж может быть проведен и с помощью специального программного обеспечения (в случае, если большую часть времени сотрудник работает за компьютером).

Кроме того, ранее результаты наблюдений считывались и заносились в бланки вручную. Но сейчас для этих же целей как правило применяются электронные приборы для измерения времени.

Это позволяет сделать процесс измерения времени более точным.

Приказ хронометража рабочего времени

Унифицированной формы приказа хронометража рабочего времени нет. Вам необходимо составить приказ в свободной форме. В нем целесообразно отразить следующую информацию:

  1. Описание периода проведения хронометража;
  2. Указание отдела или отдельных сотрудников, которые будут принимать участие в проведении процедуры;
  3. Указание о сформировании комиссии по проведению хронометража (состав комиссии);
  4. Указание о том, кто будет фиксировать данные, в каком порядке;
  5. Сроки передачи хронометражных исследований;
  6. В каком порядке будет осуществляться анализ данных, кто и в какие сроки должен составить окончательный отчет и предоставить выводы о проведенном исследовании.

Источник: https://spmag.ru/articles/hronometrazh-rabochego-vremeni

Хронометраж рабочего времени — образец заполнения

Как провести хронометраж работника

Хронометраж рабочего времени — образец заполнения может потребоваться, если фирма желает повысить эффективность производства и управления персоналом. Кроме того, хронометраж является источником, который позволяет фиксировать в себе самый широкий спектр сведений. Какими они могут быть? Где ознакомиться с образцом хронометража рабочего времени?

Для чего нужно проведение хронометража рабочего времени?

Как подготовить формы для хронометража рабочего времени?

Как осуществляется сбор данных по хронометражу?

Как осуществляется интерпретация хронометража?

Как может выглядеть пример хронометража рабочего времени на практике?

Итоги

Для чего нужно проведение хронометража рабочего времени?

Под хронометражом рабочего времени понимается процесс, в ходе которого сотрудник самостоятельно или при содействии коллег, имеющих необходимые компетенции, осуществляет мониторинг собственных действий в период нахождения на работе на предмет их содержания и продолжительности. Хронометраж, таким образом, фиксирует, чем конкретно занимается сотрудник в рабочее время, а также как долго длится каждое из его занятий.

Зачем это нужно?

Прежде всего в проведении хронометража рабочего времени сотрудников заинтересован работодатель — в целях оценки и повышения эффективности труда персонала. Кроме того, хронометраж также может быть задействован в целях осуществления:

  • оценки загрузки оборудования;
  • оценки эффективности реализации управленческих решений в аспекте отдельных бизнес-процессов (и последующего определения механизмов их необходимой корректировки).

Посредством рассматриваемой процедуры работодатель может выявить:

  • процент осуществления работниками полезных действий в период рабочего времени;
  • длительность простоев или действий, не имеющих отношения к трудовой функции;
  • каким образом меняются первые 2 показателя в динамике — при сопоставлении нескольких проведенных подряд хронометражей.

Хронометраж — это, по сути, инвентаризация рабочего времени: выявление его количественных показателей применительно к локальным бизнес-процессам (производственным, управленческим).

В проведении хронометража своего рабочего времени может быть заинтересован также и сам сотрудник — в целях повышения продуктивности работы, следствием чего станет более интенсивное выполнение планов при их наличии и в конечном счете — получение более высокой зарплаты.

Инициаторами проведения хронометража рабочего времени на предприятии могут быть разные субъекты: собственники бизнеса, которых интересует рост производительности труда; топ-менеджеры фирмы, также заинтересованные в достижении высоких производственных показателей; руководители подразделений; рядовые сотрудники.

Существует 3 основные операции в рамках хронометража рабочего времени:

  • подготовка форм хронометража — для конкретной должности или трудовой функции;
  • сбор данных (заполнение соответствующих форм) соотносительно со временем нахождения сотрудника на работе;
  • анализ и интерпретация данных хронометража.

Рассмотрим особенности каждой из указанных операций подробнее.

Как подготовить формы для хронометража рабочего времени?

При подготовке форм хронометража важно, прежде всего, определить:

  • какие действия или занятия сотрудника в период нахождения на работе будут фиксироваться;
  • в каких единицах измерения будет отражаться длительность соответствующих действий или занятий.

Так, объектами хронометража могут быть:

  • действия в основной компьютерной программе, посредством которой работник выполняет свою трудовую функцию, — например «1С», если он бухгалтер, или Photoshop, если он дизайнер;
  • осуществление сотрудником телефонных звонков;
  • написание сотрудником электронных сообщений;
  • участие сотрудника в совещаниях, планерках;
  • перерывы в работе — на чай, на обед;
  • прочие действия в пределах офиса, не имеющие связи с трудовой функцией, но являющиеся неотъемлемой частью трудового процесса, — например смена одежды, загрузка ПК, ожидание обновления его баз и программных компонентов.  

Хронометраж может осуществляться в привязке к конкретному технологическому процессу — например к этапам выпуска товаров, производимых на фабричной линии предприятия. В этом случае объектами хронометража могут быть:

  • погрузка материалов на конвейер;
  • сборка изделия на конвейере;
  • проверка качества собранного изделия;
  • спуск готового и проверенного изделия с конвейера.

Либо те же самые процессы, но выполняемые конкретными работниками (отвечающими за погрузку, сборку и т. д.).

Касательно единиц измерения длительности действий или занятий сотрудника — таковые могут выражаться в секундах, минутах, часах, иногда днях. Их выбор зависит, прежде всего, от того, какие цели ставит фирма или ее подразделение, ответственное за проведение хронометража, — улучшить производительность сотрудника в течение рабочей смены (или ее части — например до обеда), недели или месяца.

Как осуществляется сбор данных по хронометражу?

Решение данной задачи может осуществляться посредством:

  • ввода данных в формы хронометража вручную;
  • автоматизированного ввода данных в соответствующие формы.

В первом случае основные действия может быть предписано выполнять самому сотруднику или же ответственному лицу, которое будет наблюдать за работой сотрудника. Второй вариант сбора данных по хронометражу предполагает задействование различных компьютерных алгоритмов.

Выбор первого или второго варианта сбора данных зависит от специфики конкретной трудовой функции сотрудника, а также от технической возможности и эффективности фиксировать ту или иную разновидность данных для хронометража первым или вторым способом.

Например, если речь идет о фиксации данных об использовании профильных для трудовой функции человека программ, то оптимальный способ решения данной задачи — автоматизация, предполагающая задействованность других программ, которые могут отслеживать, с какой интенсивностью работник обращается к своему ПО.

Если речь идет о хронометраже этапов конвейерной сборки изделий, то может быть более предпочтительным (в силу менее сложной технической осуществимости) использование метода ввода данных в форму хронометража вручную.

Как только данные по хронометражу собраны, у сотрудника или его коллеги, имеющего необходимые компетенции, появляется другая задача — правильно интерпретировать полученную статистику.

Как осуществляется интерпретация хронометража?

Интерпретация данных по хронометражу может осуществляться посредством:

  • визуализации статистики действий сотрудника;
  • факторного, сравнительного анализа соответствующей статистики;
  • выявления зависимостей между показателями, отражающими динамику производимых сотрудником действий, и показателями, имеющими хозяйственное значение (например количеством выпущенных товаров за установленный период времени).

Часто все эти способы интерпретации данных хронометража осуществляются сотрудником или его компетентным коллегой одновременно.

На основе полученных в ходе хронометража данных, а также их анализа, на предприятии могут приниматься те или иные кадровые решения, издаваться методические рекомендации по улучшению качества выполнения сотрудниками трудовой функции, формироваться аналитические отчеты для инвесторов — варианты возможного применения результатов хронометража могут быть самыми разными.

Как может выглядеть пример хронометража рабочего времени на практике?

Наши эксперты подготовили для вас образцы хронометража рабочего времени:

  • включающего измерения событий рабочего дня сотрудника;
  • отражающего структуру производственных операций предприятия.

Оба примера хронометража содержатся в файле, который доступен для скачивания ниже.

Скачать образцы хронометража рабочего времени

Итоги

Хронометраж рабочего времени — процедура, которая проводится в целях анализа и повышения эффективности работы фирмы. Для того чтобы провести ее, нужно определить объекты хронометража, а также единицы измерения.

Ознакомиться с иными нюансами учета рабочего времени сотрудников, а также с распространенными видами документов, используемых в рамках данного учета, вы можете в статьях:

Участвуйте в конкурсе на нашем форуме!

Подробнее

Источник: https://nalog-nalog.ru/rabochee_vremya_i_rezhim_truda/hronometrazh_rabochego_vremeni_obrazec_zapolneniya/

ПраваГуру
Добавить комментарий