Может ли быть у водителя класс условий труда 2

Вопрос-ответ по государственной экспертизе условий труда |

Может ли быть у водителя класс условий труда 2

  ВОПРОС: За водителем организации закрепляется автомобиль, на котором по результатам аттестации подтверждено право на доплату за работу с вредными условиями труда. Положена ли доплата за работу во вредных условиях другому водителю, временно работающему на данном автомобиле в случае отсутствия закрепленного водителя (отпуск, отгул, болезнь и т.д.)?

 Ответ. В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г.

№ 253, аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников).

Еще раз обращаю внимание, что аттестации подлежит не работник, а рабочее место, не зависимо от того, какой конкретно работник на нем занят.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2014 г.

№ 575 «О некоторых вопросах предоставления компенсаций по условиям труда» право на компенсацию в виде оплаты труда в повышенном размере путем установления доплат имеют работники, занятые полный рабочий день на работах с вредными и(или) опасными условиями труда, подтвержденными результатами аттестации рабочих мест по условиям труда.

При этом указанная компенсация предоставляется работникам в дни занятости выполнением этих работ полный рабочий день — в течение не менее 80 процентов ежедневной продолжительности работы (смены), установленной в соответствии с законодательством.

Размер доплат определяется в зависимости от класса и степени вредности этих условий труда, установленных при аттестации.

Указанные доплаты устанавливаются в процентах от тарифной ставки первого разряда, установленной в организации, или фиксированной денежной величины, определяемой нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, иного локального нормативного правового акта, принятых в соответствии с законодательством.

Следовательно, если работник, временно заменяющий отсутствующего работника (в данном случае водитель автомобиля), занят на рабочем месте, на котором по результатам аттестации установлены вредные условия труда, полный рабочий день, доплата за работу в таких условиях ему должна производиться.

ВОПРОС В 2015 году была проведена аттестация рабочего места  термиста. Класс условий труда 3.1.

В 2017 году закалочная печь, при работе с которой проводилась аттестация, претерпела модернизацию в области автоматизации процесса, то есть все показатели условий труда термиста остались теми же, только процессы управления самой печью автоматизировались (пуск, остановка работы печи, блокировки). Нужна ли в такой ситуации аттестация рабочего места термиста?

Ответ.  В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 (далее – Положение по проведению аттестации), срок действия результатов аттестации составляет пять лет.

Следовательно, если аттестация проведена в 2015 году, срок действия ее результатов (в общем случае) закончится в 2020 году. Однако в некоторых случаях, предусмотренных Положением по проведению аттестации, требуется проведение внеочередной аттестации.

Внеочередная аттестация (переаттестация) проводится в обязательном порядке по требованию органов государственной экспертизы условий труда, а также в течение шести месяцев после:

замены или модернизации производственного оборудования, замены сырья и материалов, изменения технологического процесса и средств коллективной защиты;

реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

изменения условий труда работников при наличии инициативы нанимателя или профсоюза (профсоюзов) о проведении аттестации.

Внеочередная аттестация (переаттестация) считается завершенной и ее результаты применяются с даты издания приказа об утверждении внеочередной аттестации (переаттестации). Результаты внеочередной аттестации (переаттестации) действуют в течение пяти лет.

В случае модернизации производственного оборудования решающим критерием для проведения внеочередной аттестации является изменение условий труда (снижение выбросов вредных веществ в воздух рабочей зоны, уменьшение шума, вибрации, снижение количества ручного труда и т.д.).

В Вашем вопросе к требованиям безопасности приведено управление печью (установка защитных блокировок, автоматического отключения печи в случае аварийной ситуации и т.д.

), что не повлияет на оценку факторов производственной среды, установленной в процессе аттестации данного рабочего места. Печь продолжает работать при тех же температурных режимах. На рабочем месте будут присутствовать те же вредные факторы, что и до проведения данной модернизации.

Поэтому в данном конкретном случае проведение внеочередной аттестации на рабочем месте термиста не требуется.

  ВОПРОС:  Аттестация рабочего места термиста проводилась на 8-часовой рабочий день. Класс условий труда 3.1. Теперь его нагрузка будет составлять часа 3-4 в день и не каждый день. Как правильно распределить компенсации по условиям труда (дополнительный отпуск, процент от тарифной ставки)?

 Ответ.  В соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Положение об аттестации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г.

№ 253, аттестация рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация) проводится в целях выявления на конкретном рабочем месте работника, занятого на нем полный рабочий день, факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, воздействующих на работоспособность и здоровье работающего в процессе трудовой деятельности, разработки и реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, определения права работника на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплату труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также для определения обязанностей нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – обязанности нанимателя по профессиональному пенсионному страхованию работников).

Пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда, дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращенная продолжительность рабочего времени за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам аттестации предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы с вредными и (или) опасными условиями труда не менее 80 процентов от продолжительности ежедневной работы (смены), установленной законодательством.

Из Вашего вопроса следует, что условия труда работника (термиста) изменились.

Полной занятости с вредными и(или) опасными условиями труда нет, что должно послужить поводом для нанимателя для проведения внеочередной аттестации рабочего места (если такая ситуация не носит временный характер).

Напомню, что в соответствии с Положением об аттестации внеочередная аттестация (переаттестация) проводится в обязательном порядке по требованию органов государственной экспертизы условий труда, а также в течение шести месяцев после:

замены или модернизации производственного оборудования, замены сырья и материалов, изменения технологического процесса и средств коллективной защиты;

реализации плана мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

изменения условий труда работников при наличии инициативы нанимателя или профсоюза (профсоюзов) о проведении аттестации.

В данном случае при отсутствии полной занятости с вредными и(или) опасными условиями труда оснований для предоставления работнику компенсаций за работу в таких условиях (дополнительный отпуск, оплата труда в повышенном размере путем установления доплат) не имеется.

Учет фактической занятости работника с вредными и(или) опасными условиями труда должен вести наниматель.

  ВОПРОС. В 2017 году была проведена аттестация рабочего места маляра при использовании красок с растворителями, имеющими резкий запах. Класс условий труда – 3.2. Планируется переход с использования упомянутых красок на водорастворимые краски, которые практически не имеют запаха. Нужна ли переаттестация?

Ответ. Прежде всего, следует отметить, что профессия «маляр» предусмотрена Списком производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда (раздел I, глава 1), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.05.

2005 № 536 (далее — Список № 2) с дополнительными условиями: работы с вредными веществами не ниже 3-го класса опасности; подземные работу по строительству метрополитенов и других подземных сооружений; работы по окраске и ошкрябке судов в доках.

Поэтому при выполнении вышеуказанных условий рабочее место маляра в обязательном порядке должно включаться в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. Если же планируется переход на использование водорастворимых красок (замена сырья и материалов), то необходимо проведение внеочередной аттестации.

Внеочередная аттестация должна быть проведена в течение шести месяцев после замены сырья и материалов, изменения технологического процесса. Внеочередная аттестация (переаттестация) считается завершенной и ее результаты применяются с даты издания приказа об утверждении внеочередной аттестации (переаттестации). Результаты внеочередной аттестации (переаттестации) действуют в течение пяти лет.

С момента издания приказа нанимателя о проведении внеочередной аттестации до издания приказа об утверждении ее результатов оснований для предоставления работникам компенсаций за работу с вредными и(или) опасными условиями труда не имеется.

  ВОПРОС:

Источник: https://ktzszmoik.gov.by/gosudarstvennaya-ekspertiza-uslovij/vopros-otvet-po-gosudarstvennoj-ekspertize-uslovij-truda

Аттестация рабочих мест по условиям труда водителей автомобилей

Может ли быть у водителя класс условий труда 2

Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» существенно расширил цели аттестации рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация).

Начиная с 1 января 1992 г. аттестацияпроводилась в соответствии со Списками № 1 и № 2[1] с целью подтверждения особых условий труда, установления доплат к тарифным ставкам и должно­стным окладам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и разработки мероприятий по улучшению условий труда.

Согласно ст. 113 и 157 Трудового кодекса Республики Беларусь аттестация проводится также для подтверждения права работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени.

В целях подтверждения права работников на сокращенную продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда все наниматели должны провести аттестацию рабочих мест до 31 декабря 2008 г. (ст. 2 Закона).

При проведении в 2008 г. аттестации рабочих мест по условиям труда допускается использование протоколов инструментальных замеров факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004-2007 гг.

, а также при необходимости протоколов замеров факторов производственной среды, выполненных в указанный период при проведении гигиенической оценки условий труда и оформленных в соответствии с законодательст­вом. При этом результаты аттестации 2008 г.

, оформленные с использованием указанных протоколов, действительны в течение 5 лет со дня утверждения результатов предыдущей аттестации.

Если по результатам аттестации, проведенной в 2008 г.

, не подтверждены условия труда (за исключением случаев изменения условий труда в связи с заменой либо модернизацией производственного оборудования, заменой сырья и материалов, изменением технологического процесса и средств коллективной защиты), дававшие ранее работнику право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, доплату за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, или произошло уменьшение этих компенсаций, то они предоставляются на прежних условиях до истечения срока действия результатов предыдущей аттестации (п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253 «Об аттестации рабочих мест по условиям труда») (далее — постановление № 253).

Например, аттестация была завершена в декабре 2007 г., следовательно, доплаты и досрочные пенсии за работу с особыми условиями труда сохраняются до декабря 2012 г. (если не улучшаются условия труда).

Учитывая, что в соответствии с п. 2 постановления № 253 разрешается использовать инструментальные замеры факторов производственной среды, выполненных при проведении аттестации в 2004-2007 гг.

, то на рабочих местах профессий и должностей, имеющих право на дополнительный отпуск и сокращенную продолжительность рабочего времени, необходимо, имея результаты замеров, согласно Инструкции[2] произвести оценку условий труда в соответствии с классами (степенями) вредности.

В зависимости от класса (степени) вредности и опасности условий труда будет установлена соответствующая продолжительность рабочего времени и дополнительного отпуска.

Однако следует иметь в виду, что имеется ряд профессий и должностей, работники которых пользуются правом только на дополнительный отпуск либо сокращенную продолжительность рабочего времени. В данном случае ситуация несколько усложняется, т.к. на предмет установления права на эти два вида компенсаций необходимо провести аттестацию всем нанимателям до 31 декабря 2008 г.

Пожалуй, самой распространенной профессией, которая встречается практически в каждой организации, является водитель автомобиля — код профессии 11442.

Водители автомобиля в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск[3], имели право на дополнительный отпуск при грузоподъемности автомобиля от 1,5 до 3 тонн — 7 календарных дней, свыше 3 тонн — 14 календарных дней.

Рассмотрим, каким образом организовывается проведение аттестации рабочих мест  водителей автомобилей, по каким основным факторам производственной среды, а также тяжести и напряженности трудового процесса осуществляется общая оценка условий труда.

Прежде чем приступить к проведению замеров факторов производственной среды и оценки тяжести и напряженности трудового процесса, аттестационной комиссии необходимо определить перечень рабочих мест, подлежащих аттестации.

После определения перечня необходимо решить вопрос, какие рабочие места водителей автомобилей считать аналогичными рабочими местами (однотипными).

Однотипные рабочие места характеризуются следующими признаками:

профессия одного наименования (в данном случае водитель автомобиля);

выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей в одинаковом режиме работы;

использование одинакового оборудования (транспортных средств), приспособлений и др. В этом случае обследованию подлежит не менее 20 % таких рабочих мест. После чего полученные результаты усредняются и распространяются на все остальные рабочие места.

Для того чтобы определить аналогичные (однотипные) рабочие места для водителей автомобиля, необходимо сгруппировать автомобили аналогичных марок (например, МАЗ, КРАЗ и др.) по грузоподъемности, а также по маркам двигателей, провести инструментальные замеры и оценку тяжести и напряженности технологического процесса.

Полученные усредненные величины распространить на оставшийся парк автомобилей.

Рассмотрим, какие производственные факторы тяжести и напряженности трудового процесса (например, шум в кабине транспорта, транспортно­технологическая вибрация, дискомфортный микроклимат) могут присутствовать на рабочих местах водителей автомобилей.

Оценка тяжести и напряженности трудового процесса водителя автомобиля

При оценке тяжести и напряженности трудового процесса водителя автомобиля следует руководствоваться:

СанПин 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г.;

Источник: https://otdelkadrov.by/number/2008/7/drivers_options/

Аттестация — вредные условия труда

Может ли быть у водителя класс условий труда 2

В вашем браузере отключен JavaScript, поэтому некоторое содержимое портала может отображаться некорректно. Для правильной работы всех функций портала включите, пожалуйста, JavaScript в настройках вашего браузера.

RSSПечать Рубрика: Охрана труда
Ответов: 400

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

vasiliy-neБеларусь, Минск Написал 695 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  108
m1958-8Беларусь, Минск Написал 9429 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  1119
#33[453259] 27 апреля 2014, 23:05
Фиксированная поза — когда нет возможности изменить (вообще!) положения частей тела относительно друг друга. Например , когда исследователь рассматривает что-то в микроскоп — он какое-то время должен оставаться абсолютно неподвижным, иначе ничего в этот микроскоп не увидит. Часовой у вечного огня, натурщик, когда позирует художнику, артист, играющий мертвеца. А водитель автомобиля при управлении автомобилем изменять положение частей тела возможность имеет. Левая нога у него в свободном состоянии — он ей периодически нажимает на педаль сцепления, а когда не нажимает — может ей хоть танцевать. Правой ногой он попеременно нажимает на газ и тормоз. Руки у него все время в движении — в соответствии с положением руля, а при необходимости нажать какую-нибудь кнопку на панели он может к этой кнопке руку протянуть. Головой он тоже крутит во время движения — смотрит по сторонам. Так что никакой фиксированной позы у него нет, надо смотреть другие параметры
vasiliy-neБеларусь, Минск Написал 695 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  108
m1958-8Беларусь, Минск Написал 9429 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  1119
scotchtatakov@list.ru Беларусь, Минск Написал 9027 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  662
#36[453265] 28 апреля 2014, 10:25
vasiliy-ne писал(а):m1958-8, Вы уверены? Это Ваше мнение или где-то такое разъяснение было? Вопрос далеко не праздный, т.к. встречал очень много документов по аттестации и во всех присутствовал этот показатель для водителей.Тогда реально, что большинство водителей и машинистов не будут иметь класса опасности вообще.Ну, если исходить из такого принципа, то фиксированную позу можно поставить всем, кто постоянно работает на компьютере. Бухгалтерам, секретарям, кадровикам, экономистам… Да и вообще, всем офисным сотрудникам))) И что — всем класс 3.1 ставить?
Ударим рускем йозыгом по беспределу правописания! Страшно — это когда понимаешь, что в каждом человеке есть свой сейф, и ты можешь его открыть…
vasiliy-neБеларусь, Минск Написал 695 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  108
#38[453268] 28 апреля 2014, 11:02
scotch» писал(а):Ну, если исходить из такого принципа, то фиксированную позу можно поставить всем, кто постоянно работает на компьютере. Бухгалтерам, секретарям, кадровикам, экономистам… Да и вообще, всем офисным сотрудникам))) И что — всем класс 3.1 ставить? Нет, не поставить. Во-первых, регламентированные перерывы (у водителя такие перерывы не установлены), во-вторых (как написано в СанПиНе) чередование работ, в-третьих – подъемно-поворотные откидные кресла, позволяющие двигать корпусом. Ну и в четвертых, вы будите удивлены, сколько реально заняты данные сотрудники заняты с ПЭВМ – менее 20%. Но, кстати, кассиры – тоже набирают класс опасности по позе. В продолжение, водители грузовых авто находятся в Списках. Почему? Из шума и вибрации, не думаю. Если кто-то сталкивался с профессиональными водителями (дальнобойщики, водители такси) на пенсии – у них у большинства проблемы со спиной или ногами. У бухгалтеров и экономистов подобных проблем не наблюдал. Повторюсь, если убрать позу у водителей – у них будут допустимые условия труда. А попробуйте поездить хотя бы 4 часа в день, на протяжении месяца – и Вы почувствуете отличие условий труда экономиста и водителя. Но, вопрос важный. Надо бы в Минтруд письмо написать
scotchtatakov@list.ru Беларусь, Минск Написал 9027 сообщений Написать личное сообщение Репутация:  662
#40[453272] 28 апреля 2014, 11:11
vasiliy-ne писал(а):scotch» писал(а):Ну, если исходить из такого принципа, то фиксированную позу можно поставить всем, кто постоянно работает на компьютере. Бухгалтерам, секретарям, кадровикам, экономистам… Да и вообще, всем офисным сотрудникам))) И что — всем класс 3.1 ставить? Нет, не поставить. Во-первых, регламентированные перерывы (у водителя такие перерывы не установлены), во-вторых (как написано в СанПиНе) чередование работ, в-третьих – подъемно-поворотные откидные кресла, позволяющие двигать корпусом. Ну и в четвертых, вы будите удивлены, сколько реально заняты данные сотрудники заняты с ПЭВМ – менее 20%. Но, кстати, кассиры – тоже набирают класс опасности по позе. В продолжение, водители грузовых авто находятся в Списках. Почему? Из шума и вибрации, не думаю. Если кто-то сталкивался с профессиональными водителями (дальнобойщики, водители такси) на пенсии – у них у большинства проблемы со спиной или ногами. У бухгалтеров и экономистов подобных проблем не наблюдал. Повторюсь, если убрать позу у водителей – у них будут допустимые условия труда. А попробуйте поездить хотя бы 4 часа в день, на протяжении месяца – и Вы почувствуете отличие условий труда экономиста и водителя. Но, вопрос важный. Надо бы в Минтруд письмо написатьУверяю вас, на многих примерах, что за компьютером они проводят 35% рабочего времени как минимум. А бывают дни, простите за такие подробности, когда в туалет сходить некогда. И да, у меня лично — проблемы со спиной. При чем нешуточные. Так что все это все очень индивидуально, зависит от нагрузки и условий труда. Кстати, вы сами делали подсчет, сколько бухгалтер проводит времени, работая с ПК? Ммммммммммм… У всех подъемно-поворотные откидные кресла?
Ударим рускем йозыгом по беспределу правописания! Страшно — это когда понимаешь, что в каждом человеке есть свой сейф, и ты можешь его открыть…

Для того чтобы ответить в этой теме, Вам необходимо войти в систему или зарегистрироваться.

Источник: https://kadrovik.by/message/453254

СОУТ: О компенсационных выплатах водителям

Может ли быть у водителя класс условий труда 2

28.12.2015 5:44:00

Работнику (водитель грузового автомобиля) до проведения специальной оценки условий труда выплачивались надбавки за тоннаж автомобиля и предоставлялся дополнительный отпуск.

После проведения специальной оценки условий труда класс условий труда определили как второй.

Получается, что все надбавки с водителя снимаются? Каким образом можно их оставить? Консультирует: Наталья Вадимовна Агуреева, начальник правового отдела обеспечения и внутренней безопасности Государственной инспекции труда в городе Москве

ВОПРОС:  

Работнику (водитель грузового автомобиля) до проведения специальной оценки условий труда выплачивались надбавки за тоннаж автомобиля и предоставлялся дополнительный отпуск. После проведения специальной оценки условий труда класс условий труда определили как второй.

Получается, что все надбавки с водителя снимаются? Каким образом можно их оставить?

 

Наталья Вадимовна АГУРЕЕВА

начальник правового отдела обеспечения и внутренней безопасности
Государственной инспекции труда в городе Москве    

ОТВЕТ:

  Если класс вредности по результатам СОУТ не предусматривает доплату, ее выплата неправомерна. Но систему стимулирующих выплат работодатель определяет сам в своих локальных документах, следовательно, он может предусмотреть надбавки, доплаты, коэффициенты за интенсивность, напряженность, тоннажность и т.д.   Предусмотренные законом компенсационные выплаты за вредность выплачиваются работникам в случае и с момента установления вредных факторов, воздействующих на работника. настоящее время законодателем пересмотрены как сами факторы вредности и опасности, так и случаи предоставления тех или иных льгот и гарантий (дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, надбавка к окладу).  

Как известно, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ).

По общему правилу все организации с этого времени должны провести специальную оценку условий труда всех сотрудников (кроме надомников и дистанционных работников).  

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 426-ФЗ: «Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников».

  По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Как видно из вопроса, водителю установили 2-й класс условий труда. Согласно статье 14 Закона № 426-ФЗ 2-й класс — допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).  

В случае если на рабочем месте работника проведена специальная оценка условий труда, а по ее результатам класс вредности и опасности не предусматривает обязанности работодателя производить работнику доплату, то с точки зрения как трудового, так и налогового законодательства, установление и выплата работнику компенсационных выплат за вредность не являются правомерными.

  Но хочется напомнить, что систему стимулирующих выплат работодатель определяет сам в своих локальных документах, следовательно, он может предусмотреть надбавки, доплаты, коэффициенты за интенсивность, напряженность, тоннажность и т.д.   Что касается дополнительного отпуска, то согласно части второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации: «Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации».  

Итак, локальным нормативным актом работодатель может предусмотреть дополнительный оплачиваемый отпуск для работника, а учитывая, что теперь это не является отпуском за работу во вредных или опасных условиях труда, то работник сможет как использовать его в натуре, так и получать в виде материальной компенсации.

 

Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», №10, 2015.

Все публикации

Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/23533

Соут водителя автомобиля

Может ли быть у водителя класс условий труда 2

Уже два года водители городского пассажирского транспорта высказывают недовольства по поводу неполноценности оценки условий их труда.

В большинстве случаев говорится о том, что методика спецоценки не позволяет учесть влияние всех имеющихся факторов.

Но так ли это на самом деле?

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались.

Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2.

Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?

1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.

В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).

И этот классификатор говорит следующее:

Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.

Все дело в том, что:

2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.

Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.

И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».

В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Первое:

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток).

Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс.

Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу.

Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей

Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Второе:

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п.

9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф.

заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально); — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Третье:

Проанализируйте результаты АРМ, если они были. Если АРМ проводилась, и условия труда были признаны вредными, то идентификация на рабочем месте водителя не проводится.

Перечень же подлежащих исследованиям факторов определяет эксперт без учета ограничений идентификации.

Те факторы, по которым был установлен вредный класс, обязательно будут добавлены в перечень, а для внесения остальных используйте свое право формировать итоговый документ исходя из государственных нормативных требований охраны труда.

18.11.2016

Источник: https://ecoallians.ru/blog/sout_voditelia_transport/

Статья 14. Классификация условий труда

Может ли быть у водителя класс условий труда 2

1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

2.

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

3.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.

1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.

2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.

3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

5.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

6.

В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

7.

По согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по месту нахождения соответствующих рабочих мест допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.

8.

В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.

Источник: https://eactt.ru/426-fz_o_specialnoy_ocenke_usloviy_truda/statya_14_klassifikaciya_usloviy_truda/

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Может ли быть у водителя класс условий труда 2

Действительно, отличия по новой методике есть. Они заключаются в разнице оценки различных факторов. Наиболее значимыми для водителей являются изменения, касающиеся оценки уровней шума, напряженности труда и вибрации. Введен новый фактор – поза сидя, которого раньше не было. И он является важным для водителей.

Спецоценка рабочих мест водителей проводится по общей для всех Методике специальной оценки условий труда (Методика проведения специальной оценки условий труда, утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н). Других конкретизирующих или уточняющих эту процедуру документов не существует.

Что изменилось в оценке уровня шума?

Получалось, что в кабине нового КАМАЗа уровень шума мог составлять 68–69 дБ, и водитель находился в допустимых условиях труда. А если проводились замеры в легковом автомобиле, то получали 64–65 дБ. И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.

К тому же в кабине легкового автомобиля было сложно добиться уровня шума ниже 60 дБ на определенных скоростях движения. Помимо этого, снижение шума могло отрицательно сказаться на безопасности управления автомобилем. Водителю важно не потерять контакт с машиной, слышать, как работает мотор.

Одной из причин разграничения рабочих мест по уровню шума являлось мнение, что труд водителя выполняется в напряженных условиях. Поэтому по сравнению с другими профессиями ПДУ по шуму здесь занижался. Кроме того, ужесточением санитарных норм государство пыталось простимулировать автопром на выпуск более комфортабельных легковых автомобилей.

В Методике спецоценки различия между классами автомобилей убрали. Теперь для всех категорий ПДУ шума составляет 80 дБ.

Как изменилась оценка напряженности труда водителей?

Напряженность труда в ходе аттестации рабочих мест оценивалась по 23 показателям. В Методике спецоценки из них осталось только 6. И это напрямую отразится на оценке условий труда водителей.

Часть показателей отпала и не оценивается не потому, что так захотелось законодателю, а потому что о большинстве из них сложно судить объективно и однозначно.

Например, ранее использовалось Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»(Утверждено Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.). В нем показатели напряженности труда содержат несколько критериев: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы.

В первом критерии есть показатель – содержание работ. Если сотруднику не нужно принимать решения, условия труда относятся к оптимальным, если простые решения по инструкции – к допустимым, сложные задачи с выбором по известным алгоритмам – к вредным (класс 3.1), творческая деятельность – к вредным (класс 3.2).

Такие показатели были исключены из методики оценки условий труда.

Эмоциональные нагрузки, которые оценивались в ходе аттестации рабочих мест, также не могут носить объективного характера.

Например, водителю свойственно испытывать чувство риска за свою жизнь, поскольку он является участником дорожного движения – его рабочему месту сразу присваивали класс 3.2.

Но четких критериев оценки этого показателя нет, поэтому такой фактор сочли субъективным и исключили из методики оценки.

По оценке плотности сигналов у водителей разных классов автомобилей различий нет. Здесь речь идет о звуковых и цветовых сигналах.

Существуют ли различия в оценке труда водителей, управляющих спецтехникой и обычными автомобилями?

Да, такие различия есть. Они касаются не столько источников шума, сколько вибрации. Например, в бульдозерах, экскаваторах и проч. присутствует как общая, так и локальная вибрация. Причем ее уровни могут быть значительны. Особенно для экскаваторщиков, которые работают с гидромолотами.

Общая вибрация распространяется на тело водителя через точку опоры на сиденье. А локальная – через элементы управления автомобилем: рычаги, руль.

Уровень вибрации также зависит от дорожного покрытия. Оно может влиять как на общую, так и на локальную вибрацию. В городе вибрация меньше, потому что дорога лучше. Соответственно для сельской местности ее уровень будет выше.

В методике оценки вибрации относительно аттестации рабочих мест также появились изменения. Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ.

Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров.

Как оценивается длительность управления автомобилем?

Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя. Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная.

Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест. Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной.

На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки.

Длительность управления автомобилем может быть принципиальной в тех случаях, когда какой-либо вредный фактор превышает установленные ПДУ. Тогда проводят временные замеры. Если же ПДУ не превышен, время управления автомобилем значения не имеет.

Различаются ли оценки условий труда дальнобойщиков и водителей городских маршрутов?

Да, нужно четко разделять виды работ. Первое – время непосредственного управления транспортным средством, второе – время ожидания, время погрузки. Третье – совмещение с ремонтными функциями. Их все нужно оценивать. Стандартными являются первых два вида.

У дальнобойщиков время непосредственного управления автомобилем в процентном отношении к общему времени работы больше. У водителей, занятых на коротких маршрутах, – меньше. Если ПДУ вредных факторов не превышено, нужно проводить хронометрирование.

Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда.

А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда.

В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля?

Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда. В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень.

Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто. Во всех машинах проводят измерения, и по относительному времени управления автомобилем определяют общий класс вредности.

В карте аттестации указывают марку автомобиля. Номерные агрегаты, государственный регистрационный знак не вписывают. Впрочем, их можно вписать, жестких требований к этому нет. При этом, если понадобилось срочно пересадить водителя на другую машину, необходимо решить с работником вопрос о внесении изменений в трудовой договор. Ведь у него изменятся условия труда.

Какие последствия принесет изменение в подходе оценки условий труда водителей?

Подводя итог, можно сказать, что в результате внесенных изменений в методику оценки условий труда водителей можно ожидать, что многие рабочие места больше не будут подпадать под категорию вредных.

  1. В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
  2. Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
  3. То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
  4. Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров. В этих районах плотность сигналов, на которые должен реагировать водитель, значительно ниже.

Информация с сайта: otruda.ru

Источник: https://primtrud.ru/news/izmeneniya-v-spetsialnoy-otsenke-usloviy-truda-voditeley.html

ПраваГуру
Добавить комментарий