Обязательное участие органов опеки и попечительства в суде

Опеку — в каждый спор — Юридическая Практика

Обязательное участие органов опеки и попечительства в суде

В Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года говорится, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Без должного внимания

Статьей 55 Гражданского кодекса (ГК) Украины предусмотрено, что опека и попечительство устанавливаются с целью обеспечения личных неимущественных и имущественных прав и интересов малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности. Интересы таких лиц защищают, в частности, органы опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные органы городских, районных в городах, сельских, поселковых советов.

Непосредственное ведение дел и координация деятельности по защите прав детей, в частности детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, возлагаются на службы по делам детей (часть 1 статьи 56 ГК Украины, пункт 3 постановления Кабинета Министров Украины (КМУ) «Вопросы деятельности органов опеки и попечительства, связанные с защитой прав ребенка» № 866 от 24 сентября 2008 года).

На практике возникают случаи, когда не все суды уделяют должное внимание решению вопроса о полном или полномочном составе лиц, участвующих в деле. Зачастую суды не привлекают к участию в деле орган опеки и попечительства, кроме тех случаев, когда этот орган выступает истцом.

Примером вышесказанного является случай, когда Верховинский районный суд Ивано-Франковской области, удовлетворяя иск о лишении родительских прав, не привлек к участию в деле орган опеки и попечительства, а также не истребовал у него надлежащее письменное заключение (обобщение судебной практики от 11 декабря 2008 года).

С целью обеспечения правильного и единообразного применения судами отдельных положений Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины в июне 2009 года Пленум Верховного Суда Украины в своем постановлении № 5 «О применении норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство по делу досудебного разбирательства» предоставил разъяс­нения.

Согласно требованиям части 3 статьи 45 ГПК Украины, суд должен выяснить необходимость привлечения к участию в деле ­органа ­государственной власти или органа местного самоуправления для предоставления заключений во исполнение своих полномочий.

Участие указанных органов в гражданском процессе для предоставления заключений является обязательным в случаях, установленных законом, или если суд признает это необходимым.

Следует обратить внимание, что если в предварительном судебном заседании судом не был решен вопрос относительно состава лиц, участвующих в деле, истец, ответчик либо другое лицо, участвующее в деле, имеют право подать ходатайство о привлечении к участию в деле орган опеки и попечительства как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 35 Семейного кодекса (СК) Украины).

Заключительное слово

В то же время обязательным является участие органов опеки и попечительства при рассмотрении судом споров относительно участия одного из родителей в воспитании ребенка, места жительства ребенка, а также лишения и восстановления родительских прав.

Кроме того, органы опеки и попечительства обязаны участвовать в спорах относительно вопросов свидания с ребенком матери (отца), лишенных родительских прав, отбирания ребенка у лица, которое удерживает его у себя не на основании закона или решения суда, управления родителями имуществом ребенка и отмены усыновления и признания его недействительным. Указанный перечень споров не является исчерпывающим.

Статьей 19 СК Украины предусмотрено, что орган опеки и попечительства подает в суд письменное заключение относительно решения спора.

С целью формирования такого заключения сотрудники органов опеки и попечительства исследуют условия проживания ребенка, проводят беседы с родителями, а в случае необходимости также с родственниками ребенка или другими лицами, которые желают проживать с ребенком и принимать участие в его воспитании.

Учитываются отношение родителей к выполнению родительских обязанностей, личная привязанность ребенка к каждому из них, состояние здоровья ребенка и другие обстоятельства, имеющие существенное значение.

После выяснения обстоятельств, приведших к возникновению спора между родителями относительно участия в воспитании ребенка, а также изу­чения других документов, относящихся к делу, орган опеки и попечительства составляет соответствующее письменное заключение и передает его в суд.

Если заключение органов опеки и попечительства является ­недостаточно обоснованным и противоречит ­интересам ребенка, суд может с ним не согласиться (часть 6 статьи 19 СК Украины).

Обратим внимание, что в отдельных случаях с целью защиты прав ребенка орган опеки и попечительства вправе самостоятельно обратиться в суд с иском.

Примером такого судебного обращения может служить ситуация, когда ребенок находится на учете в службе по делам детей в связи с семейным неблагополучием, а родители уклоняются от выполнения родительских обязанностей, и исчерпаны все профилактически-предупредительные меры к ним.

Также, согласно положениям статьи 237 ГПК Украины, органы опеки и попечительства могут выступать заявителями в делах об ограничении гражданской дееспособности физического лица, об ограничении права несовершеннолетнего лица самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, а также о признании физлица недееспособным.

В делах же особого производства, с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства, в суде рассматриваются дела об ограничении гражданской дееспособности физического лица или признании его недееспособным (статья 240 ГПК Украины). Кроме того, к особым делам также относятся дела о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной гражданской дееспособности (статья 244 ГПК Украины) и об усыновлении ребенка (часть 1 статьи 254 ГПК Украины).

Таким образом, органы опеки и попечительства постоянно взаимодействуют с различными организациями. И так как защита прав и интересов несовершеннолетних относится к компетенции этих государственных органов, именно они учас­твуют в судебных заседаниях, когда затрагиваются права детей.

ЖУРБЕНКО Юлия — юрист ЮФ «Вронский, Вронская и Партнеры», г. Киев

Попечительство в «игноре»

Александр ОНИЩЕНКО,
управляющий партнер АК «Правочин»

Проанализи­ро­ван­ная нами судебная практика (в том числе и высших судебных инстанций), а также обобщение судебной практики Высшим специализированным судом по рассмотрению гражданских и уголовных дел свидетельствуют, что основные нарушения действующего законодательства происходят как раз вследствие непривлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению определенных категорий дел.

Более того, во всех случаях непривлечение органов опеки и попечительства к участию в деле является основанием для отмены принятых судебных решений. На практике такие случаи неединичны и свидетельствуют о довольно распространенном игнорировании судами императивных предписаний закона.

Другой аспект применения этих же норм судами — ошибочное отождествление органов опеки и попечительства с государственными или даже негосударственными службами (комиссиями) по защите детей, которые выполняют другую функцию, а их заключения носят иной правовой характер.

Заинтересованность в деле

Ирина ШЕВЧУК,
юрист АФ ENGARDE

Государствен­ные органы, органы местного самоуправления могут обращаться в суд с целью защиты прав и интересов других лиц. Также вышеуказанные органы могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, фактически для дачи заключения по делу.

Обязанность участвовать в судебном процессе может быть предписана законом или признана необходимой судом. Основанием для такого участия является их заинтересованность в правильном разрешении дела, вытекающая из тех обязанностей, которые возложены на них в силу их компетенции.

Часть дел, относящаяся к категории споров родителей в отношении детей, рассматривается судами с участием органов опеки и попечительства.

В гражданском процессе орган опеки и попечительства, участвующий в деле для дачи заключения, наделен такими же процессуальными правами, как и органы и лица, обращающиеся в суд с иском о защите прав и интересов других лиц, за исключением права на заключение мирового соглашения.

Кроме того, будучи заинтересованными в исходе дела, органы опеки и попечительства в своих заключениях затрагивают не только отдельные факты, но и сущность спора. То есть, очевидно наличие определенной юридической заинтересованности в исходе дела.

Следовательно, цель участия и характер заинтересованности в деле являются теми критериями, с помощью которых можно определить, кто участвует в процессе: орган, дающий заключение по делу, либо третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора.

Источник: https://pravo.ua/articles/opeku-v-kazhdyj-spor/

Формы участия органа опеки и попечительства в судебном разбирательстве

Обязательное участие органов опеки и попечительства в суде


В силу ст. 78 Семейного кодекса Российской Федерации [2] (далее — СК РФ), при рассмотрении судом споров, которые связаны с воспитанием детей, вне зависимости от того, кем иск предъявлен в защиту ребенка, к участию в деле обязан быть привлечен орган опеки и попечительства.

Споры о детях включают в себя следующие категории дел.

  1. Споры о воспитании детей между родителями;
  2. Споры родителей либо лиц, их заменяющих, об отобрании детей от третьих лиц;
  3. Споры, которые связаны с лишением родительских прав (пункт 1 ст. 70 СК РФ);
  4. Споры о происхождении детей;
  5. Споры, которые связаны с установлением усыновления и с отменой усыновления (ст. 125, ст. 140 СК РФ).

Этот перечень не является исчерпывающим, поэтому суд вправе принять к рассмотрению любое другое дело, затрагивающее права и иные законные интересы несовершеннолетнего ребенка. Однако практика показывает, что указанные выше категории дел являются наиболее распространенными.

В рамках настоящей работы мы рассмотрим только первую и вторую категории дел — споры родителей и иных лиц, которые связаны с воспитанием детей.

Особенностью данной категории дел является обязательное участие в них органа опеки и попечительства, т. к. именно на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации возложены полномочия по защите прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства (ст. 16 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности» [5]).

Кроме того, в связи со ст. 8 СК РФ осуществляется защита семейных прав судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, которые предусмотрены СК РФ, — государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства.

В связи со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ [1] (далее — ГПК РФ), вступают органы опеки и попечительства в дело по своей инициативе либо по инициативе лиц, которые участвуют в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты законных интересов, свобод и прав несовершеннолетних.

В случаях, которые предусмотрены федеральным законом, и в других необходимых случаях суд по своей инициативе привлечь может к участию в деле органы опеки и попечительства.

Исходя из этого, органы опеки и попечительства выполняют возложенную на них государственную функцию защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной помощи. Их роль в таких спорах — всесторонняя защита и обеспечение интересов несовершеннолетнего.

В связи со ст. 34 ГК РФ и ст. 6 Федерального закона от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [4] органами опеки и попечительства являются исполнительные органы субъекта РФ.

Муниципальные органы муниципальных образований (в том числе муниципальные органы поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, которые образованы в связи с настоящим ФЗ, законом субъекта РФ, наделяться могут полномочиями по опеке и попечительству.

Муниципальные органы наделяются данными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления финансовых и материальных средств.

Анализ статистических данных (форма статистической отчетности РИК-103 «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [8]) свидетельствует о том, что численность детей, в защиту которых предъявляются иски или представляются заключения в суды по вопросам защиты личных и имущественных прав детей, неуклонно растет.

В связи с пунктом 2 ст. 65 СК РФ все вопросы, которые касаются воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Родители (один из них) при наличии разногласий между ними имеют право обратиться за разрешением данных разногласий в орган опеки и попечительства либо в суд.

Исходя из этого, законодатель устанавливает возможность для родителей еще на досудебной стадии разрешить спор, связанный с воспитанием ребенка (детей). Однако эта возможность носит факультативный, необязательный характер.

Здесь уместно напомнить, что в ранее действовавшем законодательстве (Кодексе о браке и семье РСФСР) обращение родителей за разрешением спора, связанного с воспитанием ребенка (детей), в органы опеки и попечительства было обязательным досудебным этапом рассмотрения указанной категории дел.

Вступивший в силу 1 марта 1996 г. СК РФ отнес эту категорию дел к исключительной компетенции суда, без обязательного предварительного рассмотрения таких дел органом опеки и попечительства.

Важно отметить, что ст. 65 СК РФ «Осуществление родительских прав» дополнена новеллой [3] (п. 3 указанной ст.

), в соответствии с которой по требованию родителей (одного из них) в порядке, определенном гражданским процессуальным законодательством, и с учетом требований абзаца второго пункта 3 ст.

65 СК РФ, суд с обязательным участием органа попечительства и опеки имеет право определить место жительства детей на период до вступления в законную силу решения суда об определении их места жительства.

Внесение данного изменения обусловлено значительным увеличением за последнее время количества споров о месте жительства детей при раздельном проживании родителей.

Наличие двух и более мест (квартиры, дома), расположенных в различных населенных пунктах Российской Федерации, а иногда и в других странах, в которых родители совместно или попеременно проживают с ребенком (детьми), отсутствие юридически оформленного брака, регистрации ребенка по месту жительства одного из родителей приводит к правовой неясности, что считать местом жительства ребенка. Для предотвращения ситуаций, связанных с перемещением, «похищением» ребенка одним из родителей в таких ситуациях, на этапе судебного рассмотрения спора, до вынесения решения по существу, установлена данная правовая норма. В п. 3 ст. 65 СК РФ также предусмотрено обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении этого вида споров. Рассмотрим содержание понятия «участие органа опеки и попечительства как гаранта соблюдения прав и законных интересов детей в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей».

Как уже говорилось выше, вне зависимости от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле привлечен должен быть орган опеки и попечительства.

Закон устанавливает две формы участия в гражданском процессе органов опеки и попечительства (ст. 46 и 47 ГПК РФ):

1) возбуждение дела;

2) вступление в начатый процесс для дачи заключения по делу.

В обоих случаях орган опеки и попечительства должен:

1) провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание;

2) представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), который претендует на его воспитание, должно быть произведено специалистом органа опеки и попечительства на этапе подготовки дела к судебному рассмотрению. В акте обследования должны быть отражены следующие вопросы, которые связаны с воспитанием ребенка (детей):

‒ дата (даты) обследования; кем проводилось обследование (должность, фамилия, имя, отчество);

‒ характер дела (спор о месте жительства несовершеннолетнего; участие отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка; урегулирование свиданий и пр.);

‒ фамилии, имена, отчества, адреса детей и сторон, а также их возраст.

Далее в хронологическом порядке должны быть изложены все действия лица, которое производила обследование, и собранные им сведения:

а) сведения об истце (лице, который начал дело);

б) сведения об ответчике (лице, у которого находится ребенок).

в) причины, по которым считает один из родителей невозможным пребывание ребенка у другого родителя, иного;

г) сведения о ребенке: состояние здоровья, организация отдыха и обучения, результаты беседы с ребенком, иная информация;

На основании всех материалов обследования делается вывод и соответствующее мотивированное заключение. Вывод должен содержать четкую позицию органа опеки и попечительства о том, где и, соответственно, с кем должен проживать ребенок или в каком порядке должно осуществляться участие второго родителя в воспитании несовершеннолетнего (детей).

Заключение оформляется в письменном виде, на бланке соответствующего подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Наряду с представлением заключения в суд, представитель органа опеки и попечительства вправе участвовать в судебных заседаниях, давая необходимые устные объяснениях.

В связи с пунктом 3 Постановления Пленума ВС РФ [6] заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст.

121 СК РФ, подписано должно быть руководителем муниципального органа либо уполномоченным на указанное должностным лицом подразделения муниципального органа, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей.

Ненадлежаще оформленное заключение органа опеки и попечительства (отсутствие подписи компетентного должностного лица, соответствующей печати) может быть оспорено в суде, а в ряде случаев стать причиной отмены решения суда.

Важно указать, что заключение органа опеки и попечительства по существу спора, который связан с воспитанием детей, является только одним из доказательств по делу. Однако в случае несогласия суда с заключением органа опеки и попечительства по сути разрешаемого спора в мотивировочной части решения суда указаны должны быть мотивы такого несогласия.

Особенно остро стоит вопрос оценки заключений органов опеки и попечительства в случае раздельного проживания родителей на момент разрешения судебного спора о воспитании ребенка (детей). Отсутствие прямого указания в законе, в частности, в ст.

78 СК РФ, об обязательности получения двух заключений от органов опеки и попечительства, как по месту жительства ребенка с одним из родителей, так и по месту жительства отдельно проживающего родителя, зачастую ведет к необъективности судебного разбирательства и вынесению решения суда на основе только одного заключения, подготовленного по месту жительства родителя с ребенком. Ситуация еще более осложняется, если представленные в суд заключения органа опеки и попечительства содержат диаметрально противоположные выводы о том, что в большей степени будет соответствовать интересам ребенка. Не дает ответа на этот вопрос и указанное выше Постановление, более того, из смысла п. 3 следует, что оценке подлежит одно заключение. Позиция некоторых авторов по данному вопросу сводится к тому, что заключение должно быть одно (по месту жительства ребенка с одним из родителей, а по месту жительства второго родителя должно быть произведено только обследование, составлен акт обследования, который должен быть приобщен к материалам дела и учтен в заключении органа опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

По нашему мнению, необходимо полностью согласиться с авторами [6], которые высказывают мнение о необходимости законодательного закрепления обязательности получения заключений от органов опеки и попечительства по месту жительства (пребывания) как ребенка, так и родителя, проживающего отдельно от него. Это необходимо для того, чтобы суд мог всесторонне оценить все имеющиеся по делу доказательства.

Кроме участия непосредственно в судебном процессе по спорам, связанным с воспитанием детей, законодательством (ст. 79 СК РФ) также установлено требование об обязательном участии представителя органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием детей и с передачей их другим лицам.

Это обусловлено психологическими, педагогическими трудностями, усложняющими передачу ребенка лицу, в пользу которого вынесено решение.

Представитель органов опеки и попечительства должен предпринять все возможные меры для обеспечения ненасильственной передачи ребенка другому родителю (иному законному представителю), смягчить отрицательные для несовершеннолетнего стороны процедуры исполнения судебного решения.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/174/45821/

Роль выводов органов опеки и попечительства в процессе доказывания

Обязательное участие органов опеки и попечительства в суде

Статья 56 ГПК Украины объединила правила об участии в гражданском судопроизводстве в качестве защитников прав, свобод и интересов других лиц Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, прокурора, органы государственной власти, органы местного самоуправления, физических и юридических лиц.

Пользуйтесь консультацией: Изменение фамилии ребенка

Как отмечает      С. А. Чванкин, каждый из названных субъектов имеет определенную специфику с точки зрения функций, целей и задач, которые возлагаются на них законом, а также форм участия в гражданском процессе, предусмотренных ст. 56 ГПК Украины.

Согласно указанной статье защита в гражданском процессе органами опеки и попечительства может осуществляться в двух формах: обращение в суд с заявлениями о защите прав, свобод и интересов других лиц, государственных или общественных интересов (путем подачи иска по делам искового производства и заявления по делам особого производства); представление выводов по делу.

При этом, как справедливо замечает Н.

Новик, некоторые ученые не считают целесообразным выделение различных форм участия органов опеки и попечительства в гражданском процессе, обосновывая такую позицию тем, что права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления, а следовательно, и органов опеки и попечительства определяются не формой участия в процессе, а компетенцией, предусмотренной законом. Такая позиция является сомнительной, ведь каждая из форм участия органов опеки и попечительства в гражданском процессе имеет свои особые цели. Следует согласиться с А.Ф. Козловым, что формы процессуальной деятельности органов опеки и попечительства представляют собой различные способы реализации возложенных на них задач в гражданском процессе.                                                                   

  В соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства Украины, органы опеки и попечительства имеют такую форму участия в процессе, как право на предъявление заявления по делам об установлении опеки (попечительства) над ребенком, лишенным родительской опеки, и предоставление выводов по делу.   

       Проанализировав положения ч. 4 ст.

19 СК Украины, установлено, что данная норма не содержит в перечне дел, для которых участие органов опеки и попечительства для предоставления выводов  является обязательным, такой категории дел, как установление опеки (попечительства) над ребенком, лишенным родительской опеки.

В связи с этим возникают определенные трудности в судебной практике, поскольку органы опеки и попечительства в данном случае имеют право на предоставление выводов, а не обязанность. Обоснованным будет вывод о крайней необходимости законодательного закрепления такой обязанности.         

Пользуйтесь консультацией: Место жительства ребенка, как определить: о чем молчат юристы                                                          

В соответствии со ст. 83 ГПК Украины, истец, лица, которым законом предоставлено право обращаться в суд в интересах других лиц, должны представить доказательства вместе с подачей искового заявления.

Если доказательство не может быть подано в установленный законом срок по объективным причинам, участник дела должен об этом письменно сообщить суду и отметить доказательство, которое не может быть представлено; причины, по которым доказательство не может быть подано в указанный срок; доказательства, подтверждающие, что лицо совершило все зависящие от него действия, направленные на получение указанного доказательства.           

Считаем, что отсутствие представителей органа опеки и попечительства при рассмотрении дел об установлении опеки (попечительства) над ребенком, лишенным родительской опеки не соответствует основным принципам гражданского судопроизводства в отношении справедливого, беспристрастного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских дел.   

В соответствии со ст. 234 ГПК Украины, если сторона, третье лицо, их представители заявляют, что факты, имеющие значение для дела, им известны лично, они с их согласия могут быть допрошены в качестве свидетеле, в соответствии со ст.

230-232 ГПК Украины. Анализ судебной практики показывает, что при рассмотрении дел об установлении опеки (попечительства) над детьми, лишенными родительской опеки, суды не применяют указанных законодательных предписаний.

                                   

  При рассмотрении дела об установлении опеки (попечительства) над детьми, лишенными родительской опеки, согласно ч. 4 ст.

77 ГПК Украины суд не принимает к рассмотрению доказательства, не касающиеся предмета доказывания, который формируется каждой стороной и на основании этого должна состоять в воображении судьи, которому, в отличие от субъективной позиции каждой стороны,   необходимо принять объективные пределы исследования.                                                                      

Пользуйтесь консультацией: Как оспорить или доказать отцовство ребенка?                   

Судебное доказывание как структурный компонент судебного производства воплощается в процессуальной деятельности сторон и других лиц, участвующих в деле, по доведению тех или иных фактов, то есть обстоятельств дела.

Существенно важным является то обстоятельство когда участник дела, в случае невозможности самостоятельно предоставить доказательства, вправе подать ходатайство об истребовании доказательств судом.

Такое ходатайство должно быть подано в срок, указанный в частях второй и третьей статьи 83 ГПК Украины.

Если такое ходатайство заявлено с пропуском установленного срока, суд оставляет его без удовлетворения, кроме случая, когда лицо, его подаст, обоснует невозможность его представления в установленный срок по причинам, не зависящим от него в соответствии со ст. 84 ГПК Украины.                                                             

Важное значение в исследовании обстоятельств дела имеют письменные доказательства, оглашаются в судебном заседании и предоставляются для ознакомления лицам, участвующим в деле.

     Лица, участвующие в деле, могут давать свои объяснения по поводу этих доказательств.                                                                                    

Следует согласиться с Ю. Рожик и М. И. Штефан, которые обоснованно доказывают, что заключение органа местного самоуправления можно приравнивать к письменным доказательства.

Таким образом, заключение органа опеки и попечительства, который подается в письменной форме (ч. 5 ст.

19 СК Украины), является письменным доказательством по делу об установлении опеки (попечительства) над ребенком, лишенным родительской опеки.   

    Подавляющее большинство ученых выделяет 3 части в структуре выводов органов опеки и попечительства:  вводная — в ней излагаются положения относительно того, кто дает заключение, относительно чего, по какому судебному делу, дата предоставления выводов, какие документы прилагаются и т.д.

  описательная часть указывает все известные факты, относящиеся к делу. В этой части заключения излагаются сведения, на основании которых суд может принять то или иное решение.            Заключительная часть орган опеки и попечительства излагает свое мнение, основываясь на обстоятельствах дела и тех фактах, которые   были собраны им самостоятельно.

                                                                           

Анализ судебной практики показал, что в большинстве случаев при рассмотрении дел об установлении опеки (попечительства) над детьми, лишенными родительской опеки, обстоятельства дела суд устанавливает только на основании выыводов органов опеки и попечительства.

Несмотря на то важное значение, которое имеют выводы органов опеки и попечительства для решения вопроса о лишении матери, отца ребенка родительских прав, все же исследования обстоятельств дела не должно ограничиваться только им, а должны быть учтены и другие доказательства.

Кроме того, согласно ч. 6 ст. 19 СК Украины, суд может не согласиться с выводом органа опеки и попечительства, если он является недостаточно обоснованным, противоречит интересам ребенка.

В то же время нередки случаи предоставления органами опеки и попечительства формальных выводов по делу, которые судами оцениваются не критично.

Пользуйтесь консультацией: Лишение родительских прав. Пошаговая инструкция. Образец искового заявления

Примером такого судебного разбирательства может служить решение Миланского районного суда Житомирской области по делу № 283/1866/14-с.                                                                               

В науке гражданского процессуального права доминирующей является точка зрения, согласно которой вывод органа опеки и попечительства объявляется после исследования показаний свидетелей, письменных, вещественных доказательств и заключения эксперта.

  В соответствии со ст.

76 ГПК Украины доказательствами являются любые данные, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств (фактов), обосновывающих требования и возражения участников дела, и других обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Именно наличие данных, которые содержатся в выводах органов опеки и попечительства, предоставляет возможность суду установить необходимые факты, имеющие значение для разрешения дела.                  

Таким образом, выводы органов опеки и попечительства являются доказательством по делу, поскольку отвечают всем признакам доказательства.

Читайте статью: Закон об алиментах при лишении родительских прав — теперь всё решается сразу

Инна Анатольевна Яницкая, к.ю.н., доцент кафедры гражданского процесса Национального университета «Одесская юридическая академия».

Источник: http://barvinoknet.com.ua

Источник: https://protocol.ua/ua/rol_vivodov_organov_opeki_i_popechitelstva_v_protsesse_dokazivaniya/

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей | Народный вопрос.РФ

Обязательное участие органов опеки и попечительства в суде
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

1. Пункт 1 настоящей статьи указывает на обязательное участие органов опеки и попечительства при рассмотрении судом споров о воспитании несовершеннолетних детей вне зависимости от того, имеется ли на этот счет указание в конкретной правовой норме или нет.

Из этого следует, что при рассмотрении других споров, в которых также затрагиваются интересы детей (например, о взыскании алиментов и др.

), участие органов опеки и попечительства как органов, управомоченных государством на защиту прав несовершеннолетних, необязательно.

Споры, непосредственно связанные с воспитанием детей, в которых обязательно участие органа опеки и попечительства, затрагивают вопросы:

– о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК);

– об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК);

– об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК);

– о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК);

– о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований (п. 2 ст. 150 СК);

– о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК);

– о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК);

– о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК);

– об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК);

– об отмене ограничения родительских прав (п. 1 ст. 76 СК);

– об установлении усыновления (п. 1 ст. 125 СК);

– об отмене усыновления (п. 1 ст. 140 СК).

Основанием для привлечения органов опеки и попечительства к рассмотрению спора, связанного с воспитанием ребенка, является решение суда, который вменяет в обязанность этих органов сделать мотивированное заключение по конкретному делу в определенные сроки.

Возможны случаи, когда иск предъявляется органами опеки и попечительства по собственной инициативе. В таком случае к исковому заявлению также прилагается заключение. Правовым основанием для вступления в судебный процесс органов опеки и попечительства является также п. 1. ст. 47 ГПК РФ. Таким образом, требования п. 1 ст.

78 СК и п. 1 ст. 47 ГПК взаимно связаны и дополняют друг друга.

2. По каждому делу суд поручает только одному конкретному органу опеки и попечительства сделать одно конкретное заключение, вне зависимости от того, где бы этот иск ни предъявлялся, в каком бы суде он ни рассматривался.

Составлению заключения по спору предшествует сбор материалов.

Если истец, ответчик, дети проживают по разным адресам, то органы опеки и попечительства обязаны собрать все интересующие суд сведения от всех лиц, обобщить их и сделать по ним заключение, исходя из собранных материалов.

В заключение могут входить письменные или запротоколированные объяснения истца, ответчика, родителей и других лиц. В частности, должно учитываться мнение педагога или воспитателя ребенка, а также информация, предоставленная свидетелями с любой стороны. Очень важно мнение самого ребенка, о воспитании которого рассматривается спор.

Все приводимые участниками предстоящего судебного процесса доводы должны учитываться с точки зрения их соответствия интересам несовершеннолетнего. При этом следует учесть, что каждое заключение органов опеки и попечительства должно учитывать конкретный характер спора.

Органы опеки и попечительства представляют в суд одновременно два документа: акт обследования и заключение.

Порядок составления и утверждения акта, заключения по делам, связанным с воспитанием детей, в разных субъектах РФ (муниципальных образованиях) могут быть разными в зависимости от правил, содержащихся в положении или уставе, определяющем компетенцию, порядок деятельности органов опеки и попечительства.

На заключении должна быть подпись должностного лица, удостоверенная печатью. Заключение органов опеки и попечительства относится к числу доказательств по делу и оценивается судом наравне с другими доказательствами.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/1599

Участие представителей органа опеки и попечительства в судах

Обязательное участие органов опеки и попечительства в суде

Участие представителей органа опеки и попечительства в судебных заседаниях по гражданским делам.

Антон Жаров, адвокат, специалист по семейному и ювенальному (детскому) праву,

руководитель «Команды адвоката Жарова»

Органы опеки и попечительства — частые участники судебных заседаний по гражданским делам, если в иске так или иначе затрагиваются права ребенка, в том числе и оставшихся без попечения родителей. Однако, привлечение органа опеки к участию в деле вызывает многие вопросы в правоприменительной практике, на которые автор постарался ответить.

Органы опеки какой территории должны привлекаться к делу

Судья, принимая дело к производству, и определяя, каких лиц вызывать в суд, решает этот вопрос самостоятельно, и, в принципе, может привлечь к участию любой орган опеки, принадлежащий любой территории, если почему-то посчитает необходимым услышать их мнение в процессе.

Верховный суд, в обзоре практики рассмотрения дел о спорах о детях, утвержденном в 2011 году, признал правильной практику судов, привлекающих к делу для дачи заключения органы опеки и попечительства как по месту жительства одного родителя, претендующего на воспитание ребенка, так и по месту жительства другого родителя.

Во всяком случае, необходимо привлекать к делу орган опеки и попечительства, обладающий полномочиями по отношению к населению того места, где ребенок фактически проживает.

Такой орган опеки, если можно так выразится, «главный» в данном деле, поскольку именно он обследовал условия жизни ребенка, и именно он делает вывод об интересах ребенка, так как разговаривал с ним (тем более, в том случае, если ребенок не достиг десяти или четырнадцати лет, и вряд ли будет вызван в судебное заседание).

Кроме того, объяснимой является практика привлечения судом к делу органа опеки и попечительства по месту регистрации ребенка по месту жительства, даже если ребенок там фактически не проживает.

Действия органа опеки после привлечения к делу

Учитывая, что орган опеки и попечительства привлекается к делу на основании ст. 47 ГПК РФ, он обязан дать заключение по существу спора во всех случаях, когда привлечен к делу.

Законодательство не содержит каких-то других оснований для подготовки заключения по делу (например, обязательное издание определения суда), то  есть сам факт привлечения органа опеки к участию в деле подразумевает, что целью этого является дача заключения по делу.

Органы опеки участвуют в деле именно как орган государственной власти (или местного самоуправления), орган опеки и попечительства, для дачи заключения по делу. Неправильным (но, увы, широко распространенным) является привлечение к делу органа опеки как «третьего лица».

Третье лицо (заявляющее или не заявляющее требований по существу иска) — это те юридические и физические лица, чьи права и законные интересы затрагиваются рассматриваемым иском.

Орган опеки и попечительства к рассматриваемому спору непричастен, никакие его права и обязанности не рассматриваются. Поэтому привлекать его в качестве третьего лица — неправильно.

Орган опеки и попечительства в процессе действует, подобно прокурору, то есть рассматривает обстоятельства дела — и дает по ним заключение об обоснованности иска и его соответствии интересам детей.

В случае, если орган опеки обращается в суд с иском (например, об ограничении родительских прав), то, выступая на стороне истца, является лишь законным представителем несовершеннолетнего, от имени которого и обращается в суд.

Орган опеки, в общем случае, не может подать иск в суд в интересах несовершеннолетнего, если не является его законным представителем (то есть, ребенок — не оставшийся без попечения родителей).

И даже те случаи, когда иск подается в защиту прав несовершеннолетнего «при живых родителях», это право особо прописано в  ст. 46 ГПК РФ, является исключением. В этом случае, орган опеки (обратившийся с иском), будет действовать и в соответствии со ст.

46 ГПК РФ (как  орган, выступающий в защиту гражданина), и в соответствии со ст. 47 (как орган, дающий заключение  по делу)

Если иск не связан с воспитанием детей, акт обследования не является обязательным документом для предоставления в суд. Во всяком случае, норм законодательства, устанавливающих обязанность проводить обследование условий жизни ребенка при рассмотрении, например, жилищного или имущественного спора, нет.

Если иск связан с воспитанием детей (например, определение порядка общения с ребенком, определение места жительства ребенка, лишение родительских прав или восстановление в родительских правах и т.д.

), то орган опеки и попечительства, в силу ст.

78 СК РФ, обязан провести обследование условий жизни ребенка, а также лиц, претендующих на его воспитание, и предоставить суду акт обследования и основанное на нем заключение по делу.

Акт обследования проводится по месту фактического проживания указанных лиц или ребенка, адрес которого органы опеки получают или из материалов дела, или из судебного запроса (определения, письма). Однако, такой запрос или письмо не является обязательными.

При этом акт обследования условий жизни должен представлен органом опеки на предварительное судебное заседание или в рамках досудебной подготовки (а не на основное судебное заседание), а вот момент предоставления заключения по иску не описан в законодательстве, то есть оно может быть представлено и на последнее перед вынесением решения заседание.

Форма заключения по иску (заявлению)

Заключение по иску или заявлению (например, об установлении усыновления) дается от имени органа опеки и попечительства, а это значит что подписывать его должен руководитель органа опеки и попечительства или специально уполномоченное на это лицо.

Если полномочия органов опеки и попечительства не делегированы органам местного самоуправления, что допускается пунктом первым ст. 34 ГК РФ, органом опеки и попечительства является орган исполнительной власти субъекта федерации.

В Московской области органом опеки и попечительства является Министерство образования Московской области, которое, по доверенности, делегирует право подписания, в том числе, заключений по искам, руководителям управлений и отделов опеки и попечительства по территориальным единицам Московской области. В таком случае, к делу привлекается Министерство образования Московской области (но не отдел или управление), а в суд предоставляется заключение, подписанное, например, начальником управления опеки и попечительства по городскому округу.

В Москве, согласно положениям о Департаменте социальной защиты населения города Москвы, начальники Управлений социальной защиты населения по районам города осуществляют функции по опеке и попечительству, и, следовательно, начальники соответствующих управлений и могут подписывать заключения в суд.

Но и в этом случае, к участию в деле юридически грамотно привлекать орган опеки и попечительства субъекта федерации — Департамент соцзащиты, а не его территориальное подразделение — районное управление.

Однако, на практике, суды направляют повестки непосредственно в соответствующее территориальное управление соцзащиты.

Учитывая требование Верховного Суда, данное в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» о необходимости подписания заключения определенным должностным лицом, дача заключения по делу устно, в судебном заседании, недопустима.

Разумеется, этот порядок следует применять, по аналогии, и при рассмотрении иных, даже не связанных с воспитанием детей, дел, поскольку суду требуется не заключение представителя органа опеки, явившегося в суд, а заключение органа, а, следовательно, это заключение должно быть подписано первым лицом органа, руководителем.

Непосредственное участие органа опеки в судебном заседании

По общему правилу, орган опеки и попечительства обязан принимать участие в каждом судебном заседании по делу, к которому привлечен.

Право просить суд рассмотреть дела без своего участия предоставлено законом только сторонам (то есть, истцу и ответчику, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ).

У органов, участвующих в рассмотрении дела для дачи заключения, такого права законом не предусмотрено, и неявка в суд представителя органа опеки должна сопровождаться извещением суда о причинах неявки.

Наряду с этим, единственное правовое, предусмотренное ГПК РФ, последствие неявки представителя органа опеки в суд — это рассмотрение дела без его участия.

Однако, надо иметь в виду, что поскольку исполнение своих процессуальных обязанностей (дача заключения по делу) невозможно в полной мере, без присутствия на судебных заседаниях (поскольку процесс устный, и всё, что исследуется по делу в суде, должно быть произнесено), суд вправе обратить внимание вышестоящих должностных лиц или прокуратуры на отношение органа опеки к исполнению своих процессуальных обязанностей изданием частного определения по этому вопросу.  Автору известны случаи, когда по результатам рассмотрения частного определения суда об игнорировании органом опеки запросов и вызовов суда были приняты кадровые решения в территориальном органе опеки.

Непредставление в суд письменного заключения по делу или акта обследования условий жизни, поскольку они являются доказательствами по делу, может привести к наложению на должностных лиц органа опеки и попечительства штрафа в размере до 1000 рублей.

В ряде случаев присутствие представителя органа опеки и попечительства обязательно. Таких случаев — три.

Рассмотрение дела об усыновлении (участие в закрытом судебном заседании при рассмотрении дела по существу, наряду с заявителями и прокурором), а также рассмотрение вопроса об определении места жительства ребенка и (или) порядка общения с ребенком на срок до вступления в силу решения суда по делу.

Такая просьба рассматривается в предварительном судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства и при наличии письменного (и подписанного надлежащим лицом) заключения по этому вопросу.

Третий случай, когда участие органа опеки и попечительства обязательно — рассмотрения заявления о возвращении ребенка или получении доступа к ребенку в рамках международных договоров Российской Федерации (в частности, по Конвенции о похищении детей), в соответствии с правилами главы 22.2 ГПК РФ.

31.07.2014

Источник: https://zharov.info/zashhita-prav-detej/uchastie-predstavitelej-organa-opeki-i-popechitelstva-v-sudebnyx-zasedaniyax-po-grazhdanskim-delam

ПраваГуру
Добавить комментарий