Плюсы и минусы прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией

Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями: проблемы, плюсы и минусы

Плюсы и минусы прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией

24 октября 2018 года в Белом зале администрации Петроградского района состоялся круглый стол по теме: «Прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями (далее — РСО)».

К участию были приглашены представители администрации Санкт-Петербурга, глава администрации Петроградского района И.А. Громов, директор СПб ГКУ «Жилищное агентство Петроградского района Санкт-Петербурга» С.И.

Шаталов, представитель ООО «ЖКС № 2 Петроградского района», председатель Ассоциации УК Е.Л. Пургин, руководитель РЦОК НП «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге О.С.

Калядин, представители РСО «Петербургтеплознерго» и «ГУПТК», а также председатели и члены советов многоквартирных домов, инициативные граждане.

Организатором круглого стола стала Санкт-Петербургская Региональная общественная организация «Объединение Советов многоквартирных домов», являющаяся официальным представителем НП «ЖКХ-Контроль» в Санкт-Петербурге.

Модераторами встречи выступили руководитель Департамента общественного контроля «ЖКХ-контроль» в Санкт-Петербурге А.В. Бредец и руководитель отдела по законотворческой деятельности РЦОК НП «ЖКХ-Контроль» в Санкт-Петербурге Д. Ю. Нифонтов.

Причины, по которым власти выступили с инициативой перехода на прямые расчеты между собственниками и РСО, поняты: около 30% управляющих компаний задерживают перечисление РСО средств, полученных от жильцов за коммунальные услуги. По этой причине собираемость денег у РСО составляет всего 80%.

По замыслу властей, практика прямых договоров с РСО перекроит всю систему обеспечения коммунальными услугами и снабжения коммунальными ресурсами. Как предполагается разработчиком проекта – правительством РФ, новый закон поможет сократить задолженность населения в сфере ЖКХ, достигшую 1 трлн. рублей и продолжающую увеличиваться.

Потенциально, новая система смогла бы снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.

Одновременно существуют «плюсы» и «минусы» прямых договоров с РСО.

Если говорить о «плюсах» новых правил, то для ресурсоснабжающих организаций плюс заключается в том, что к ним пойдут прямые платежи граждан, без всяких задержек, минуя так называемый «буфер» в виде управляющих организаций и товариществ собственников жилья.

Главным же «плюсом» для управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК станет то, что они избавятся от долгов потребителей за коммунальные услуги.

Кроме того, плата за коммунальные услуги, собираемая ранее управляющими организациями, больше не будет учитываться в качестве их прибыли при налогообложении, а значит, многие компании смогут перейти на упрощенную систему налогообложения.

Для собственников же «плюсом» должен стать тот факт, что уменьшается вероятность банкротства управляющей компании, ТСЖ или ЖСК из-за долгов перед ресурсоснабжающими организациями.

А в случае возникновения задолженности перед РСО за коммунальные услуги управляющая организация не будет компенсировать ее деньгами, собранными на содержание и текущий ремонт жилого дома.

Появляется и возможность перерасчета за низкое качество услуг.

Что касается «минусов», то для собственников это  риск путаницы с платежками из-за необходимости оплаты различным структурам. В настоящий момент отдельные счета оплаты за газ, электричество, телефон – не создают трудностей. Могут также возникать проблемы с осуществлением перерасчета за низкое качество коммунальных услуг или за экономию ресурсов, что на практике случается весьма редко.

Сложностью может стать то, что для перерасчетов платежек придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо существующих сегодня контактов с бухгалтерией управляющей организации.

Именно управляющие организации до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам.

Управляющие организации, по сути, являются тем самым «одним окном», куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.

В случае заключения прямых договоров эти функции «регулировщика» лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, – они будут непосредственно в РСО.

А в новом законе остаются не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией. Очевидно, что за то, что «вне дома», отвечает поставщик ресурсов, а то, что «внутри дома» – на совести управляющей организации.

Но, с юридической точки зрения, эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций.

Можно предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов, о слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут «перекидываться» между организациями.

Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы «до границы дома» будут кивать на управляющие компании, чьи трубы «внутри дома» прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая организация, с которой они вправе требовать исполнения обязательств.

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом.

Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года за № 354.

Но в действительности монополисты это саботировали  под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу». Так, по оценкам региональных центров общественного контроля, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из десяти.

В ходе круглого стола не все специалисты смогли ответить на интересующие граждан вопросы. Обсуждение показало, что требуется еще много работы и по совершенствованию законодательства, и по организации работы на местах.

Ссылка на видео Круглого стола  https://youtu.be/NLwKoiBSvpY

Руководитель Департамента общественного

контроля НП «ЖКХ-Контроль» в Санкт-Петербурге

А.В. Бредец

Источник: http://gkhkontrol.ru/2018/10/49163

Платить напрямую: плюсы и минусы

Плюсы и минусы прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией

Елена Баркова архив ИД «Реноме»

В начале апреля текущего года вступили в силу поправки в Жилищный кодекс РФ. Согласно которым собственники и наниматели жилья получили возможность оплачивать свет, тепло, воду и газ по прямым договорам, минуя управляющую компанию.

Основная причина появления такого решения заключается в необходимости сократить задолженность управляющих компаний перед ресурсниками.

На декабрь 2017 года проблема твердо заявила о себе: в целом по стране со стороны УК недоплата составляла 10-15%, а сумма задолженности населения, по данным открытых информационных источников, достигала одного триллиона рублей.

Плюсы и минусы законодательных нововведений в сфере ЖКХ анализирует директор расчетного центра «Эксперт-Про» Наталья Загорская.

— Наталья Егоровна, будет ли, на ваш взгляд, достигнута основная цель корректировок — снизится ли уровень задолженности перед РСО? 

— Система оплаты коммунальных ресурсов по прямым договорам между собственниками жилья и поставщиками этих ресурсов действительно должна сократить суммы недоплат.

Заключение прямого договора означает, что ресурсоснабжающая организация (РСО) самостоятельно производит расчет размера оплаты и выставляет платежные документы непосредственно жителям.

Таким образом, недобросовестные УК и ТСЖ потеряют возможность аккумулировать на счетах средства собственников, задерживая выплаты, а РСО будут получать деньги за оказанные услуги в полном объеме и без промедления.

В Минстрое РФ предполагают, что из-за таких законодательных инициатив с рынка могут уйти до 30–40% недобросовестных УК, что в итоге пойдет только на пользу собственникам жилья.

Можно говорить и о существенных плюсах для тех управляющих компаний, которые работают качественно и продолжат свою деятельность в новых условиях.

Мы говорили о долгах перед ресурсниками, но не нужно забывать, что есть должники и перед УК, ведь собираемость платежей даже в самом лучшем случае не получается стопроцентной.

Таким образом, переход на оплату ресурсов по прямым договорам избавляет управляющие компании от проблем с дебиторской задолженностью за коммунальные ресурсы.

Еще один существенный момент: уход из сферы ответственности УК доли оплаты коммунальных ресурсов снижает налогооблагаемую базу, что влечет за собой снижение налогового бремени. И если компания управляет значительным жилым фондом и, соответственно, находится на общей системе налогообложения, то у нее имеется возможность перейти на упрощенную систему. Это существенная экономия и большой плюс для сферы ЖКХ. К сожалению, следует подчеркнуть, что при всех плюсах три стороны, взаимодействующие в этой сфере, сталкиваются и с определенной проблематикой.

— Поясните, какие сложности для сторон предполагает переход на прямые договоры по оплате коммунальных ресурсов? 

— Своевременно и грамотно произвести расчет платы за услуги и выставить счета гражданам (с этим придется иметь дело коллективам ресурсоснабжающих организаций) — совсем непростой участок деятельности.

Чтобы эта работа была произведена корректно, потребуется специализированное программное обеспечение и квалифицированные и, что особенно важно, опытные специалисты.

Они должны отлично разбираться не только в сфере ЖКХ, но и в юриспруденции: российское законодательство меняется часто, и его положения могут быть истолкованы по-разному.

Отдельная история — организация сбора данных с населения.

Жители постепенно привыкли передавать показания своих индивидуальных приборов учета в управляющие компании: посредством специальных ящиков в подъездах, через личные кабинеты на сайтах, по электронной почте, по телефону… Теперь, в условиях нововведений, ресурсникам придется фактически заново создавать подобную структуру, приучать к ней людей, и этот процесс по понятным причинам займет время. Кроме того, необходимо будет еще и отслеживать корректность передаваемых потребителями сведений — делать поверку приборов учета, снимать контрольные показания раз в 6 месяцев, проверять количество граждан, проживающих в квартирах. В УК такие задачи выполняет технический персонал, задействованный при обслуживании инженерного оборудования или метрологическая служба. Ее аналог потребуется создавать и РСО.

Следует учитывать, что и бумага, на которой будут печататься платежные документы, не обойдется бесплатно. Словом, все вышеперечисленное — это серьезные временные и финансовые затраты для ресурсников.

Велика вероятность того, что РСО захотят компенсировать какие-то расходы из карманов собственников жилья.

Примечательно — в некоторых регионах России, где учреждения ЖКХ уже функционируют по упомянутой схеме, наблюдается повышение тарифов на ресурсы для населения.

— Вы отметили некоторые сложности для двух сторон, а с какими ситуациями придется столкнуться управляющим компаниям? 

— Если ранее УК выступала посредником между потребителем и ресурсником, то при заключении прямых договоров этих двух участников коммунального процесса организация утрачивают свою роль и выпадает из цепочки оказания и оплаты услуг. Но это только на первый — поверхностный — взгляд. В реальности происходит следующее.

Плату за индивидуальное потребление ресурсоснабжающая организация начисляет и выставляет непосредственно потребителю в платежном документе, разницу же между объемом по показаниям общедомового прибора учета и суммарным объемом потребления всех пользователей выставляется опять же управляющей компании.

Это в жилищном законодательстве звучит как «коммунальные услуги на содержание общедомового имущества (СОИ)». УК, которая несет за него ответственность, в свою очередь вносит эту сумму в счета на оплату собственникам жилья только в пределах установленного норматива (за редким исключением по решению собрания собственников).

В этих условиях есть риск, что УК могут ожидать серьезные убытки, ведь РСО как продавец не заинтересована в контроле за платежами населения.

Более того, управляющая компания должна тщательно контролировать, соответствуют ли реально потребленному ресурсу начисления РСО по индивидуальным приборам учета и не завышена ли сумма на СОИ, предъявленная управляющей компании.

Приведу пример из практики расчетного центра «Эксперт-Про». В число наших клиентов входит управляющая компания из другого региона, где уже реализуется схема заключения прямых договоров.

Ресурсник не пожелал осложнять себе жизнь проверкой индивидуального потребления, и в случаях, когда граждане не подавали соответствующие сведения, были выставлены нули вместо положенных расчетов по среднемесячным и нормативным объемам.

В результате счет оплаты за СОИ, предъявленный управляющей компании, составил 50% от стоимости потребленных жителями дома ресурсов, зафиксированных общедомовым прибором учета. Согласись компания с такими «расчетами» — убытки были бы разорительными.

Так что, подчеркну, система контроля показаний и платежей в любом случае должна оставаться в структуре управляющей компании. Отвечать за качество поставляемых коммунальных услуг при прямых договорах все равно будут УК или ТСН.

За последними также оставляют и обязанность давать собственникам квартир разъяснения по начислениям, которые будут проводить поставщики, что вообще выглядит полной бессмыслицей, ведь УК лишается права вести расчеты.

При прямых договорах однозначно затрудняется контроль над соблюдением прав и интересов потребителей, ведь счета формирует сам продавец. Собственникам, оплачивающим напрямую, будет сложнее доказать, что им выставили завышенную сумму.

— Наталья Егоровна, какие перемены в работе расчетного центра «Эксперт-Про» повлечет за собой переход на прямые договоры?

— Кардинальных изменений в деятельности РЦ не произойдет. Большого потока желающих перейти на прямые договоры с ресурсниками пока вряд ли стоит ожидать. Не все готовы быть первопроходцами.

На самом деле прежде чем принять такое решение (оно исходит от собрания собственников жилья), следует тщательно взвесить все за и против и только при уже отлаженном процессе принимать решение о переходе.

  Но можно минимизировать проблемы, если управляющая компания, найдя общий язык с ресурсо-снабжающей организацией, будет принимать участие в предоставлении РСО всей необходимой, причем корректной, информации для начисления платежей, а затраты на содержание этой структуры стороны разделят между собой. Именно так сейчас организована работа в некоторых регионах. И как раз таким обменом данными будет заниматься расчетный центр.

Кроме того, в структуре РЦ «Эксперт-Про», возможно, появится метрологическая служба, которая будет оказывать помощь и УК, и ресурсникам в контроле за показаниями индивидуальных приборов учета. Отмечу, за первое полугодие 2018 года значительно прибавилось количество обслуживаемых нами лицевых счетов — сейчас это 100 тыс. пользователей.

Многим необходима наша поддержка в работе с Государственной информационной системой ЖКХ. В массиве клиентов центра пока только одна компания работает по прямым договорам собственников жилья и РСО, еще одна находится в переходном периоде.  Думаю, когда функционирование системы станет более отлаженным, таковых будет больше. А мы — поможем.

РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР «ЭКСПЕРТ-ПРО» — УСЛУГИ В ОБЛАСТИ РАСЧЕТОВ

• ведение лицевых счетов потребителей ЖКУ, лицевых счетов, предназначенных для учета взносов на капитальный ремонт; ежемесячный расчет размера платы в специализированном программном комплексе в соответствии с нормативными актами, устанавливающими порядок расчета размера платы за ЖКУ с учетом количества и качества предоставляемых услуг;

• прием показаний индивидуальных приборов учета от собственников помещений, внесение и учет данных индивидуальных и общедомовых приборов учета;

• прием абонентов УК И ТСЖ в фронт-офисе расчетного центра по вопросам первичного приема и выдачи документов при регистрации по месту жительства, месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства и пребывания, выдачи справок о состоянии расчетов за ЖКУ, выписок из домовой книги и финансово-лицевого счета, а также консультирование абонентов по вопросам расчета размера платы за ЖКУ;

• проведение непосредственно при обращении потребителя проверки правильности исчисления, предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и предоставление по результатам проверки документов, содержащих корректные сведения;

• формирование и печать платежных документов;

• изготовление бесконвертных отправлений платежных документов;

• консультирование жителей по вопросам расчета размера платы за ЖКУ в телефонном режиме;

• консультирование специалистов управляющих, ресурсоснабжающих компаний, ТСЖ и ТСН по вопросам расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги;

• подготовка проектов ответов на письменные запросы уполномоченных органов всех уровней по вопросам расчетов за коммунальные услуги;

• подготовка проектов ответов на письменные обращения потребителей по вопросам расчетов за коммунальные услуги;

• ежемесячное предоставление необходимых отчетов, аналитической информации, электронных выгрузок для органов социальной защиты населения, платежных агентов, других уполномоченных структур;

• подготовка заявок и отчетов о фактическом расходовании компенсации части расходов граждан за коммунальные услуги, рассчитанной в соответствии с ПП РФ № 400;

• осуществление функций по  взысканию дебиторской задолженности потребителей за ЖКУ, подготовка документов для подачи исковых заявлений, заявлений на выдачу судебных приказов по взысканию задолженности за жилищно-коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, представительство в судебных органах;

• осуществление сверки с ресурсоснабжающими организациями в части корректности предъявляемых объемов коммунальных услуг;

• внесение  информации в ГИС ЖКХ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ;

• консультации квалифицированных юристов, специализирующихся в области жилищно-коммунальных отношений.

Профессионализм сотрудников центра «ЭКСПЕРТ-ПРО» экономит ваши время и силы!

ДЛЯ БОЛЕЕ ПОДРОБНОЙ ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ОБРАЩАЙТЕСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ 8 (391) 241-63-23

Источник: http://idrenome.ru/content/view/Platit-napryamuyu-plyusy-i-minusy

Плюсы и минусы прямых договоров между ресурсоснабжающими организациями и жильцами

Плюсы и минусы прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией

Вступили в силу изменения в закон, позволившие платить коммуналку, минуя управляющие компании

Платить теперь можно будет напрямую поставщикам ресурсов по отдельным платежкам.

Алена Орехова. из архива.

Теперь за ЖКХ можно расплачиваться в обход управляющих компаний. Деньги будут идти напрямую поставщикам ресурсов.

Изменения в жилищный кодекс уже вступили в силу. А первые прямые договоры после изменений закона заработают уже в середине мая. Об этом в интервью «Российской газете» рассказал министр строительства и ЖКХ Михаил Мень.

Договоры ресурсоснабжения теперь поставщики могут заключать с собственниками квартир напрямую. Речь идет об оплате электроэнергии, отопления, горячей и холодной воды. За газ люди уже платят напрямую. Новая норма призвана убрать недобросовестных посредников между населением и поставщиками. Ведь есть компании, которые накапливают огромные долги, хотя деньги от населения получают.

Возможность выходить на прямые договоры получили, как поставщики ресурсов, если УК накопит перед ними задолженность, так и сами собственники домов, но для этого жителям нужно будет принять такое решение на общем собрании. Важный момент — на прямые договоры нельзя перевести общедомовые платежи, только квартирные.

У нововведения есть как плюсы, так и минусы.

К примеру, воронежские поставщики ресурсов не раз официально заявляли, что новый закон – это несомненное благо, поскольку те же УК, управляемые Михаилом Палютиным не смогут больше аккумулировать у себя не принадлежащие им средства поставщиков. То есть ситуации подобные той, что сложилась, к примеру, у УК «Коммунальщик» с МКП «Воронежтеплосеть», не должны повториться.

Напомним, до сих пор идет расследование громкого уголовного дела в отношении УК «Коммунальщик», возбужденного воронежскими полицейскими в октябре прошлого года. В прокуратуре сообщали, что эту управляющую компанию заподозрили в присвоении 22 млн рублей платежей потребителей, предназначенных для муниципальной «Воронежтеплосети».

По версии следствия, с января 2016 года по май 2017 года ООО УК «Коммунальщик» получило от населения за горячую воду и отопление больше 105 млн рублей, а «Воронежтеплосети» перечислили лишь 83 млн рублей. Остальные деньги УК, консультантом которой был Михаил Палютин, израсходовала на другие нужды компании и руководства.

Напомним, что в 2014 году Михаил Палютин за мошенничество в особо крупном размере получил два года условно.

Однако, пожалуй, на этом все плюсы нововведения и заканчиваются. Многие воронежские эксперты считают новую систему несовершенной и убеждены, что она не решит основную задачу.

Так, представители управляющих компаний и товариществ собственников жилья Воронежа в ходе телефонного опроса назвали закон «малополезным» и «нелогичным», поскольку при прямых договорах РСО будет получать деньги напрямую от жителей, однако отвечать за качество поставляемых коммунальных услуг все равно будут УК или ТСН. За последними также оставляют и обязанность давать собственникам квартир разъяснения по начислениям, которые будут проводить поставщики, что вообще выглядит полной бессмыслицей, ведь УК лишается права вести расчеты.

«Например, собственник захочет получить перерасчет за некачественный ресурс (холодная вода из горячего крана или еле теплые батареи зимой).

Для этого он обратится в свою УК, та пойдет с этим вопросом в ресурсноснабжающую организацию, поскольку УК больше не ведет начисления и не понимает сумм, выставленных поставщиком, — рассказывает представитель одного из товарищества собственников недвижимости Воронежа.

Только после получения ответа от РСО, УК или ТСН смогут ответить на вопросы жителей. Согласитесь, очень длинная цепочка, в которой управляющая организация – явно лишнее звено».

Получается, нововведение только добавит суеты в работу управляющих организаций и отнимет время и ресурсы от основной деятельности.

Еще одна возможная проблема, которая появится с вступлением в силу нового закона, связана с квитанциями. Вместо одной платежки, жители станут получать целую кипу бумаг. В свою очередь РСО не закладывали неожиданно появившиеся затраты в тариф и, вероятно, стоимость печати и рассылки квитанций переложат на плечи потребителей.

«Скорее всего, так и будет: скорректируют тариф, и потребители будут это все оплачивать», — комментировал ТАСС замдиректора центра управления ЖКХ Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Евгений Блех.

Повлиять на тарифы могут и не только объективные причины.

Источник: https://novostivoronezha.ru/2018/05/08/113708

Плюсы и минусы перехода на прямые договоры

Плюсы и минусы прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией

В Администрации Когалыма состоялся круглый стол, темой обсуждения которого стал вопрос перехода собственников жилья на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Участниками обсуждения стали представители Администрации города, Думы города Когалыма, общественности, ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.

Напомним, недавно в Жилищный кодекс были внесены поправки и изменения, вследствие которых у собственников жилых помещений появилось право заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг (вывоз бытовых отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление). Решение это принимают собственники жилых помещений многоквартирных домов на общем собрании. В некоторых домах такие собрания уже состоялись, в других их проведение планируется.

Участники круглого стола обсудили плюсы и минусы перехода на прямые договоры как для ресурсоснабжающих организаций, так и для управляющих компаний, но главные вопросы, как подчеркнули заместитель главы города Когалыма Михаил Рудиков и председатель Думы города Когалыма Алла Говорищева: что выиграет потребитель, как это в конечном итоге на нем отразится, следует ли горожанам принимать положительное решение или стоит повременить с переходом на прямые договоры?

Итак, как было отмечено, при переходе на прямые договоры платежи за услуги в ресурсоснабжающие организации будут поступать напрямую от населения, тем самым они избавятся от посредников в виде управляющих компаний.

В свою очередь, с управляющих компаний снимается ответственность за качество поставляемых услуг, они отвечают только за внутридомовое оборудование.

Также они не будут отвечать за работу с должниками — это станет прерогативой ресурсных организаций — и оплачивать образовавшуюся задолженность неплательщиков перед поставщиками услуг (сейчас управляющие организации это делают сами).

При всем этом жители будут знать, что их деньги идут напрямую поставщикам услуг, и за соседа-должника они не платят. Но возникает еще ряд вопросов, которые горожане должны учесть при принятии решений.

Один из них: кто будет отвечать за качество поставляемых услуг? Сейчас со всеми проблемами жители обращаются в управляющую компанию, которая, по сути, работает по принципу «одного окна» и решает вопросы собственников с «ресурсниками» самостоятельно.

А так зоны ответственности будут разграничены. К кому обращаться жильцу, если, например, у него холодная батарея?

Еще один немаловажный вопрос: количество платежных документов — сколько их будет? К существующим сегодня за электричество и капремонт могут добавиться квитанции на отопление, водоснабжение и так далее. Очевидно, технически оплатить услуги станет сложнее.

Удобно ли это горожанам? Каждый на этот вопрос должен ответить себе сам. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляют.

А это несколько инстанций, тогда как сейчас все вопросы можно решить в одном месте.

Председатель Думы города Когалыма Алла Говорищева отметила следующее:

— Сложившаяся практика между собственниками, ресурсными и управляющими организациями существовала много лет, теперь закон дает право собственникам заключить договоры с ресурсными организациями напрямую. Это очень ответственный шаг. Поэтому каждый должен хорошо подумать, получить ответы на все волнующие вопросы и все взвесить прежде, чем принять решение.

Особое внимание, по мнению специалистов, собственники при принятии решения должны уделить определению размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, так как от результатов принятого решения будет зависеть конечная плата за ЖКУ. Этот вопрос, кстати, также выносится в повестку общего собрания. Напомним, в настоящее время собственникам на выбор предложены следующие способы расчета платы за коммунальные ресурсы, которые расходуются на содержание общедомового имущества: первый — исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний общедомового прибора учета (ОДПУ) в порядке, установленном Правительством РФ; второй — исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям ОДПУ, по тарифам, установленным субъектом Российской Федерации. При выборе второго способа следует учесть одно условие — необходимость одномоментного снятия показаний, то есть все без исключения собственники в жилом доме должны предоставлять данные показаний счетчиков желательно в одно время.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Предлагаем вашему вниманию ответы на самые распространенные вопросы, касающиеся перехода на прямые договоры.

— Как осуществить переход?

— Для того чтобы платить за коммунальные услуги напрямую поставщику, собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать протокол общего собрания в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ»).

— Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

— Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.

— А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

— Да, сама ресурсоснабжающая организация может инициировать заключение прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопит двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов.

В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией, после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья.

Собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах.

По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным (подп. 2 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

— Что будет с должниками?

— Если это возможно технически, то ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов (п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354).

В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд.

Если сумма долга не превышает 500 тысяч рублей, то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг будет вынесение судом судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом.

Ответчиком по иску будет непосредственно гражданин-должник.

— К кому обращаться, если коммунальные услуги предоставляются ненадлежащего качества?

— При «прямых договорах» с управляющей организации снимается обязанность по предоставлению коммунальных услуг.

За ней остается только контроль за качеством коммунальных услуг на вводе в дом и правильностью расчетов, выполнение обязанности по надлежащему содержанию домовых сетей, обеспечение их постоянной готовности.

Кроме того, управляющая организация обязана принимать обращения потребителей коммунальных услуг, передавать их «ресурснику» и участвовать в их рассмотрении.

Источник: http://kogvest.ru/articles/media/2018/9/21/plyusyi-i-minusyi-perehoda-na-pryamyie-dogovoryi/

Прямые договора с РСО: преимущества и недостатки

Плюсы и минусы прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией

В жилищный кодекс были внесены поправки и изменения, вследствие которых собственники недвижимости имеют право на прямые договоры с РСО. Так, при заключении договора владелец квартиры получает ресурсы напрямую от ресурсоснабжающей организации.

О законодательном проекте

Многие УК не справляются с задачами, которые обязаны выполнять. Выделяют множество причин, из-за которых РСО своевременно не получает денежные средства. И доминирующая причина – коррупция. Ранее УК была посредником между собственником и РСО. Но в соответствии с новым законодательным проектом, владельцы теперь могут сами заключать договоры с РСО.

В третьем окончательном чтении – 23 марта 2018 года приняли законодательный проект, на основании которого из цепочки оплаты коммунальных услуг можно исключить управляющую компанию. Согласно документу, собранием собственников можно принять решение о переходе на прямые договоры.

Заключать можно договор с РСО, которая поставляет такие услуги:

  1. Вывоз бытовых отходов.
  2. Холодная и горячая вода.
  3. Водоотведение.
  4. Отопление.

Еще одна причина такого новшества состоит в том, что можно снизить общую сумму задолженности и предупредить появление новых долгов собственников перед РСО.

Согласно законодательному документу, РСО может расторгнуть договор с управляющей компанией многоквартирного дома в одностороннем порядке. Главное условие для этого – наличие задолженности, которая составляет два среднемесячных начисления либо больше.

Сам закон вступил в силу первого апреля 2018 года. Главные задачи, которые помогает решить нововведение:

  1. Увеличить собираемость денежных средств. Если исключить из цепочки управляющую компанию, то это позволяет уменьшить задержки по оплате.
  2. Снижение коррупционной составляющей. Не секрет, что многие УК работают не совсем честно.
  3. Упрощение схемы расчетов.
  4. Наведение порядка.

Еще до внедрения нового закона было известно, что введены немаленькие штрафы, которые может получить УК за невыполнение требования к расчетам. Штрафная санкция в размере 50% от неправильно обозначенной суммы – такое наказание ждет все управляющие компании.

Основные преимущества нового закона и недостатки

Законодательный документ рассматривает актуальные вопросы в сфере жилищного законодательства России. Благодаря нему простые граждане будут более защищены. Получает «защиту» и ресурсоснабжающая компания.

Нередко бывали случаи, что отключали весь многоквартирный дом вследствие задержки выплат от УК РСО. При этом собственники исправно оплачивали коммунальные услуги в срок, не задерживали оплату. Благодаря новому закону такого больше не будет.

Теперь в свете нового закона собственники недвижимости сами могут выбирать поставщика услуг. Например, вывозить мусор могут разные компании.

Многие управляющие компании сознательно завышали стоимость ЖКТ. Особенно это часто случалось при поставке горячей воды. Новым законом введены определенные требования, вследствие которых удастся усилить контроль над действиями УК.

К минусу можно отнести то, что возможно поступление некачественных услуг. Этот вопрос решить можно только с РСО, поскольку собственники напрямую с этой организацией заключают договор.

—видео—

Как заключить прямой договор с РСО на оплату услуг ЖКХ?

Законодательным документом, который регламентирует переход на прямые договоры, предусмотрено две возможности заключения:

  1. Собранием собственников принимается решение о переходе на прямые договоры с РСО.
  2. РСО по собственной инициативе разрывает договор с УК, а это означает, что автоматически создается договор с собственниками недвижимости напрямую.

Типовой договор уже разработан Министерством строительства. Он приведен в соответствующем постановлении Правительства России.

Три причины, почему не стоит заключать прямой договор

С одной стороны, законодательный проект позволяет собственникам недвижимости самостоятельно заключать договор, что плюс.

Но с другой – РСО и ранее имела право расторгнуть договорные отношения с управляющей компанией, но по какой-то причине этого не делала. И эта информация наводит на мысль, что выгода для собственников небольшая.

Рассмотрим три причины, почему лучше подождать с переходом на прямые договоры.

Первая причина

Первый момент – данный законодательный проект не выгоден собственникам. Когда закон отправили на рассмотрение, его появление объяснили выгодой для РСО. Якобы, у УК большие задолженности перед ресурсоснабжающей компанией, соответственно, так можно нивелировать долги. Но и раньше РСО могла отказаться от работы с УК. Но этого не делала. Значит, выгоды мало.

Что же касается собственников, то перед ними несет ответственность УК. Если у них имеются вопросы по отоплению, горячему либо холодному водоснабжению, задавать вопросы и «требовать справедливости» можно от УК.

Предположим, владельцы жилья перешли на прямые договоры, следовательно, по каждой коммунальной услуге собственникам придется иметь дело с РСО. Потекла плохая вода из крана? Все вопросы в РСО. Холодно зимой? Также придется обращаться в РСО.

Вторая причина

Законодательный проект есть, но, как считают эксперты, он не доработан. На сегодняшний день не понятно, кто несет ответственность за качество услуг. Раньше суды соглашались с тем, что за поставку ресурсов несет ответственность управляющая компания – с нее и спрос. И совсем не важно, что причина некачественной услуги была в неверных действиях РСО или бездействии.

В настоящий момент не установлены правила ответственности РСО, поэтому при заключении договора собственники рискуют создать себе проблемы.

Третья причина

Отсутствие возможности применения Правил коммунальных услуг – третья причина, почему договоры с РСО напрямую не так выгодны. Эти Правила подтверждены правительством, и именно на их основании предусмотрены разные ситуации. Например:

  1. Возможность перерасчета коммунальных услуг за то время, что потребитель отсутствовал.
  2. Возможность уменьшения платы вследствие поставки некачественной услуги.
  3. Регламент поверки счетчиков воды и пр.

Фактически эти Правила нельзя применять к прямым договорам между владельцами недвижимости и РСО. Их применяют только к договорам на поставку воды, электричества, но не к договору оказания коммунальных услуг.

Поэтому ничего не мешает РСО отказать, например, в перерасчете коммунальных услуг на время отсутствия, ссылаясь на то, что Правила не применяются. А это еще один риск для собственников, который рекомендуется учесть, прежде чем воспользоваться новой возможностью перехода на прямые договоры.

Источник: https://build-experts.ru/uznayte-kak-obezopasit-sebya-ot-vorovstva-so-storony-upravlyayuschih-kompaniy/

Прямые договоры: плюсы и минусы

Плюсы и минусы прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией

С 3 апреля вступили в силу изменения в Жилищный кодекс, которые предусматривают заключение прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирных домах (МКД) и ресурсоснабжающими организациями (РСО). С этого дня можно проводить общие собрания, чтобы перейти на другой порядок расчетов. Но нужно ли это делать? Вопрос спорный.

Долги ресурсникам

Одна из причин, по которой законодательно решили изменить систему расчетов, связана с огромными долгами управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

По данным Росстата, в середине 2017 года долги по всей России составляли порядка 250 миллиардов рублей! Только в Нижегородской области, по данным гарантирующего поставщика энергоресурсов, суммарный долг за потребленную электроэнергию предприятий ЖКХ и исполнителей коммунальных услуг составляет почти 1,2 млрд рублей. Таковы данные на 19 марта, размещенные на сайте «ТНС энерго НН».

При этом задолженность домоуправляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов ресурсники оценивают более чем в 745 млн рублей.

Только суммарная задолженность семи самых крупных нижегородских управляющих компаний – это свыше 324,6 млн рублей.

Например, «ДК Канавинского района» имеет долг 65,4 млн рублей, «ДК Советского района» – 59,8 млн рублей, «ДК Московского района» – 53,4 млн рублей, «ДК Нижегородского района» – 48,6 млн рублей и далее по убывающей.

А еще, по информации на сайте, имеются долги тепло-, водоснабжающих и прочих предприятий ЖКХ. И это не считая задолженности жителей региона, из-за чего в январе–феврале 2018 года «ТНС энерго НН» ограничило энергоснабжение для 4667 частных жилых домов и квартир региона.

Проблемные «управляйки»

Однако самыми проблемными для гарантирующего поставщика электроэнергии являются долги именно управляющих компаний.

– Для ПАО «ТНС энерго НН» изменение законодательства не несет особой новизны. Граждане и ранее имели право платить напрямую за коммунальную услугу энергоснабжения поставщику ресурсов.

Исключение с января 2017 года составляли расходы на электроэнергию, потребленную на содержание общего имущества многоквартирного дома (СОИ), которые предъявляются управляющей организацией в составе жилищной услуги.

Именно долги управляющих компаний за СОИ являются самыми проблемными при сборе и отсуживании дебиторской задолженности, – отметили в «ТНС энерго НН».

Как сообщила пресс-служба, на 6 апреля задолженность управляющих компаний составляет свыше 820 млн рублей, из них более половины долга – это долги за содержание общего имущества дома.

– Что же касается индивидуального потребления, то жители в большинстве своем платят за электроэнергию вовремя, – сказали в пресс-службе гарантирующего поставщика.

Пусть собирают сами

С этим утверждением в домоуправляющих компаниях не согласны.

– В настоящее время, при существующем порядке расчетов за ресурсы, домоуправляющие компании регулярно сталкиваются с тем, что некоторые собственники своевременно не оплачивают потребленные коммунальные услуги, – сообщили в пресс-службе «Национальной ассоциации организаций ЖКХ», которая объединяет домоуправляющие компании Советского, Нижегородского, Московского и Канавинского районов.

По сведениям пресс-службы, сейчас ДУКи заключают договор с ресурсоснабжающей организацией (РСО), приобретают коммунальный ресурс на индивидуальные и общедомовые нужды. А оплачивают они его по тому же тарифу, что и граждане. При этом расходы на сбор и начисление платежей им никто не компенсирует, а долги населения приходиться гасить из своего «кармана».

В «Национальной ассоциации организаций ЖКХ» отмечают, если жители выберут прямые расчеты, то биллинговые услуги – расчеты и сбор платежей – должна будет оплачивать непосредственно ресурсоснабжающая организация. С ДУКов эти обязанности снимаются.

Только плюсы в прямых расчетах видят и в Домоуправляющей компании Сормовского района. –

Это правильно, что коммунальщики отвечают за производство и продажу своего ресурса, никого не делают крайними, – заявил генеральный директор ДУК Сормовского района Николай Шумилков. – Надоело, что все виноваты: ДУКи не платят, ТСЖ не платят… Собирайте сами. Я об этом давно говорю. Каждый должен за свое отвечать. Пусть торгуют.

Контролировать будет некому

Однако председатель совета союза «Единство ТСН и ЖСК», председатель правления ТСЖ 454 Михаил Швыганов предостерегает, что при переходе на прямые договоры товарищества собственников жилья (ТСЖ) и товарищества собственников недвижимости (ТСН) не смогут сверять данные квартирных счетчиков. Следовательно, проверить, насколько правильно поставщик ресурса начисляет плату, будет практически нереально.

– Положительный момент в том, что управляющие компании, которые воруют, действительно отсекаются из этой цепочки. В то же время законопроект не обязывает поставщиков предоставлять данные счетчиков, – объясняет Михаил Швыганов. – Следовательно, ТСЖ не смогут проверять, насколько правильно выполнены начисления. А где нет контроля, появляется опасность злоупотреблений.

Председатель правления общественной организации сообщил, что к нему постоянно обращаются председатели товариществ собственников жилья, которые жалуются на переплату за электроэнергию.

– Например, ТСН «Бастион» при нормативе электроэнергии на содержание общего имущества (СОИ) в 3 тыс. кВт-ч, по сумме это 10 тыс. рублей по тарифу 3,45 руб. за кВт-ч, в декабре 2017 года оплатил 56 тыс. рублей (по тарифу 5,98 руб.

за кВт-ч). ТСЖ «Студенческая-12» выставлен счет за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества на 90,9 тыс. рублей при нормативе в 14 тыс. рублей.

Расчет начислений «ТНС энерго НН» так и не предоставило, – рассказал Михаил Швыганов.

 Он отмечает, что переплату в итоге оплачивают собственники жилья из статьи за содержание жилья, так как товариществам деньги брать больше негде. А большие суммы бывают, когда ресурсники делают корректировку жителям.

– Если жители не передают показания, то РСО три месяца выставляет по среднему, а затем, вместо того чтобы снять самим контрольные показания, как это предписывает постановление № 354, выставляет жителям по нормативу, – говорит Михаил Швыганов.

По его словам, после того как потребители подали показания (кто-то через полгода, кто-то через год) ресурсоснабжающая организация делает корректировку собственникам жилья.

А весь объем дополнительных, скорректированных энергоресурсов включается в один месяц, в графу электроэнергии на содержание общего имущества. Таким образом, объем электроэнергии искусственно завышается, а начисления ведутся по тарифу сверх социальной нормы, то есть по 5,98 руб.

за кВт-ч. Отсюда такие большие суммы за электроэнергию на содержание общего имущества. Их и оплачивают жители.

Дарья Светланова

Фото из интернета

Источник: http://dengoroda-nn.ru/ru/kto-v-dome-khozyain/pryamye-dogovory-plyusy-i-minusy

ПраваГуру
Добавить комментарий