Положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей автобусов

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

Положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей автобусов

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.

Регистрационный N 36866

В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст.

6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.

3526), приказываю:

Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Приложение

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации1.

3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами2.

4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения3.

5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения4.

6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов5.

7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя6.

8.

Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя7) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя8.

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г.

N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г.

, регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

13.

В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.

14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:

1) дата и время проведения медицинского осмотра;

2) фамилия, имя, отчество работника;

3) пол работника;

4) дата рождения работника;

5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;

6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;

7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;

8) подпись работника.

15.

Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью9.

16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).

19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.

В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок.

1 Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст.

6986) (далее — TK РФ), статья 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 52, ст.

7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

2 Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

3 Пункт 4 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон).

4 Пункт 5 части 2 статьи 46 Федерального закона.

5 Пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

6 Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, статья 213 TK РФ.

7 Часть 4 статьи 24 Федерального закона.

8 Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

9 Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2013, N 27, ст. 3463).

Источник: https://rg.ru/2015/04/28/reys-dok.html

Послерейсовые осмотры водителей транспортных средств — право или обязанность?

Положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей автобусов

«ГлавВрач», 2010, N 10

Резюме. Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из приоритетных задач государства. Важная роль в решении этой задачи отведена медицинским работникам. На них возложена обязанность по допуску граждан к управлению транспортными средствами.

Одна из форм такого допуска — проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Однако послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся не всегда, и причина этого — недостаточная урегулированность данного вопроса на законодательном уровне.

В статье исследована проблема послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и обоснована необходимость их обязательного проведения.

Медицинский осмотр водителей транспортных средств является одной из наиболее важных мер, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Действующим законодательством предусмотрены три вида медицинских осмотров водителей транспортных средств: предрейсовые, послерейсовые и текущие (ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» N 169-ФЗ).

Однако в ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» говорится об обязательности проведения в отношении водителей транспортных средств лишь предрейсовых медицинских осмотров.

В связи с этим в практической деятельности как учреждений здравоохранения, так и юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, возникают вопросы относительно проведения послерейсовых медицинских осмотров водителей.

В частности, актуальным является вопрос, должны все-таки проводиться послерейсовые медицинские осмотры водителей или нет. Для ответа на него необходимо провести анализ действующего законодательства и дать правовую оценку имеющимся точкам зрения.

Послерейсовый медицинский осмотр как лицензируемый вид медицинской деятельности впервые был введен постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30. Этим постановлением утверждено действующее до настоящего времени Положение о лицензировании медицинской деятельности (далее — новое Положение).

При этом в Перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, являющемся приложением к новому Положению, он указан вместе с предрейсовым медицинским осмотром.

По этой причине получение лицензии на проведение только предрейсового медицинского осмотра или только послерейсового медицинского осмотра невозможно. Следовательно, эти два вида медицинского осмотра следует рассматривать как одно целое, т.е. как одну медицинскую услугу.

Соответственно, и предметом договоров учреждений здравоохранения с организациями и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств, должны быть одновременно и предрейсовый, и послерейсовый медицинские осмотры.

Обязательность проведения как предрейсового, так и послерейсового медицинских осмотров находит свое подтверждение и в приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152, которым утверждены «Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов».

Согласно п.

7 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», в путевом листе обязательно должны указываться дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

Данное требование распространяется на всех без исключения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с п. 2 «Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», такой порядок заполнения путевых листов должны применять все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Из этого следует вывод, что для соблюдения установленного порядка заполнения путевых листов все юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи, обязаны организовывать проведение водителям и предрейсовых, и послерейсовых медицинских осмотров.

Между тем в письме Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» говорится о необходимости обязательного проведения только предрейсовых медицинских осмотров.

Приложением к этому письму являются Методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств», утвержденные Минздравом РФ совместно с Минтрансом РФ.

Согласно Методическим рекомендациям, текущие и послерейсовые осмотры проводятся только в отношении водителей из так называемой «группы риска», порядок проведения таких осмотров устанавливается руководителями организаций.

Заметим, что письмо не является нормативным актом, а следовательно, не имеет обязательной силы. Методические рекомендации не утверждены нормативными актами (приказами, постановлениями), поэтому также не являются обязательными для исполнения.

Источник: http://www.alppp.ru/law/trud-i-zanjatost-naselenija/trud/153/statja--poslerejsovye-osmotry-voditelej-transportnyh-sredstv---pravo-ili-objazannost.html

Предрейсового медосмотра водителей 2019г. Приказ Минтранса от 08.08.2018 N 296

Положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей автобусов

Основной задачей предрейсового осмотра является подтверждение нормального состояния здоровья водителя перед рейсом, чтобы исключить случаи физического переутомления и выявить состояние наркотического или алкогольного опьянения. Как организована процедура проведения предрейсового осмотра, кто должен осуществлять медицинский осмотр водителей, и кому следует проходить такой осмотр?

Предрейсовые медосмотры водителей в 2019 году: нововведения

Минтранс утвердил новый Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, Приказ Минтранса России от 08.08.2018 N 296

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2019 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

https://www.youtube.com/watch?v=4ttIJrbF6iQ

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

• предрейсовый осмотр;

• перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;

• по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;

• уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке. 

Помимо выше рассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;

2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;

3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Порядок проведения процедуры медицинского осмотра водителей

Требование нового закона устанавливает, что в состав предрейсового осмотра входит:

• рассмотрение жалоб водителя; 

• визуальный осмотр; 

• измерение давления, пульса, температуры тела; 

• выявление признаков опьянения; 

• определение наличия психоактивных веществ; для определения процента алкоголя в крови применяют алкотестер.

Как это происходит на практике? Специалист проводит внешний осмотр кожи, слизистой глаз, ротовой полости и зрачков на проверку реакции. Затем водителя спрашивают о состоянии здоровья для получения данных о его общем самочувствии и психическом состоянии.

Далее измеряют артериальное давление и пульс. Если у водителя наблюдается гипертония, то в его медицинской карте врач должен отмечать рамки нормального артериального давления, при котором он допускается к работе.

Такие рамки определяются специалистом как среднее арифметическое зафиксированных показаний в течение десяти дней.

Если прием алкоголя легко определить с помощью алкотестера, то для выявления наркотических и психотропных веществ требуется проведение лабораторного анализа мочи и крови.

Результаты предрейсового медосмотра дают основанию врачу вынести заключение, что:

1. Опасных и вредных факторов или состояния здоровья, которое препятствует выполнению шофером трудовой функции, выявлено не было (водитель может приступать к своей работе);

2. Соответствующее состояние здоровья или вредные факторы были выявлены (значит, водитель к работе не допускается).

В любом случае об итогах медосмотра должен быть проинформирован работодатель. Кроме того, о прохождении медосмотра должна стоять соответствующая отметка в путевом листе с указанием точного времени и даты, данных и подписи медицинского работника.

Осторожно, штрафы!

За нарушение правил проведения медосмотра водителей или за отсутствие осмотра предусмотрены следующие штрафы:

• для водителя — 1000–1500 рублей; 

• для медработника, проводившего осмотр, — 2000–3000 рублей; 

• для индивидуального предпринимателя или юридического лица — 30 000–50 000 рублей.

Источник: http://oapr.ru/carriers/bus/med.-osmotr

Предрейсовый медосмотр

Положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей автобусов

Татьяна Иванкина, доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права и охраны труда ­ Санкт-Петербургского государственного университета

Трудовой кодекс РФ не упоминает о предрейсовых медицинских осмотрах, концентрируя внимание на обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотрах работников, занятых на работах, связанных с движением транспортных средств (абз. 11 ч. 2 ст. 212, ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ).

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры предусмотрены федеральными законами, регулирующими порядок эксплуатации транспортных средств и вопросы обеспечения безопасности при их эксплуатации.

Правила проведения осмотров установлены подзаконными нормативными правовыми актами и методическими рекомендациями, изданными соответствующими органами исполнительной власти.

Предрейсовые медицинские осмотры на автомобильном и наземном городском электротранспорте

Федеральный закон от 10.12.

95 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Под транспортным средством закон понимает устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования.

Согласно Методическим рекомендациям «Медицинского обеспечение безопасности дорожного движения.

Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее – Методические рекомендации), утв. Минздравом России и Минтрансом России 29.01.

02, такие осмотры должны проводиться под контролем работодателя и при методическом руководстве территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.

К Методическим рекомендациям прилагается Типовое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. На основании Типового положения каждый работодатель, эксплуатирующий транспортные средства, может разработать и утвердить соответствующий локальный нормативный акт.

Основаниями для отстранения от работы водителей автотранспортных средств являются следующие отклонения в состоянии здоровья:

  • наличие симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела выше 37°С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);
  • повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменений артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;
  • нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние. В этом случае медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя.

Методические рекомендации «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (утв. Минздравом РФ и Минтрансом РФ 29.01.02)

Основной задачей предрейсовых медицинских осмотров является выявление у водителей признаков различных заболеваний, признаков употребления алкоголя, наркотиков, запрещенных лекарственных препаратов, остаточных явлений алкогольной интоксикации (похмельного синдрома), утомления. В случае выявления указанных признаков водители не допускаются к управлению транспортными средствами.

Предрейсовые осмотры водителей проводятся либо штатными медицинскими работниками организации, осуществляющей эксплуатацию транспорта, либо медицинскими работниками учреждения здравоохранения по договору между организацией (индивидуальным предпринимателем) и медицинским учреждением. При этом медицинское учреждение должно иметь лицензию на такой вид медицинской деятельности, как работы (услуги) по предрейсовым медицинским осмотрам водителей транспортных средств, а медицинские работники – пройти специальное обучение и иметь соответствующий сертификат.

Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств утверждена приказом Минздрава России от 14.07.03 №308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

Подготовка осуществляется областными (краевыми, республиканскими, городскими) наркологическими диспансерами (больницами).

Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), или дополнительного образования (повышение квалификации, специализация), или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан (ч. 2 ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 №5487–1).

Для проведения указанных осмотров должно быть выделено специальное помещение, оборудованное надлежащим образом.

Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителя. Водитель должен прибыть на осмотр с путевым листом.

В Методических рекомендациях подробно излагается методика проведения медицинского осмотра, в т.ч. порядок контроля трезвости водителей. Приведены основания, по которым водитель может быть не допущен к работе.

Допуск к рейсу оформляется путем проставления на путевом листе штампа «Прошел предрейсовый медицинский осмотр» и подписи медицинского работника, проводившего осмотр. Результаты осмотра заносятся в журнал.

В 2006г. ОАО «Российские железные дороги» приняло решение о развертывании на всей сети железных дорог страны автоматизированной системы предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

На ряде железных дорог производится внедрение автоматизированной системы, позволяющей повысить надежность результатов медицинских осмотров и значительно сократить время, требующееся для их проведения.

Автоматизированная система предрейсовых медицинских осмотров внедряется и на метрополитенах. Такая система действует, например, на Московском метрополитене, где с ее помощью регулярно проводится предрейсовый медицинский осмотр более 3,5 тыс. машинистов и их помощников.

Медицинский работник несет дисциплинарную, а в случаях, предусмотренных законодательством, и другую ответственность за качество проведенного предрейсового медицинского осмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством.

Медицинские работники анализируют причины отстранения водителей от работы по состоянию здоровья, и на основе анализа формируют так называемые группы риска, куда включаются водители, склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами, длительно и часто болеющие (страдающие хроническими заболеваниями), а также водители старше 55 лет. Водители, вошедшие в группы риска, должны подвергаться текущим и послерейсовым медицинским осмотрам, порядок проведения которых устанавливается работодателем.

Работодатели ежемесячно проверяют результаты предрейсовых медицинских осмотров, обращая особое внимание на случаи отстранения от работы водителей, употребляющих алкоголь или наркотики.

Относительно выявления при осмотре водителей, употребляющих наркотические вещества, необходимо иметь в виду: в соответствии со ст. 54 Федерального закона от 08.01.

98 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркологическая помощь больным наркоманией оказывается по их просьбе или с их согласия (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Поэтому для обследования водителя на предмет содержания в организме наркотических веществ требуется его согласие, оформленное в письменном виде. Такое согласие может быть предусмотрено в трудовом договоре либо оформлено отдель­ным документом.

Медосмотры на железнодорожном транспорте

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.

03 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» работники железнодорожного транспорта общего пользования, перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, осуществляющие производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, проходят обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры, а также по требованию работодателя – медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения предрейсовых (предсменных) медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

В настоящее время действует Инструкция о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад (далее – Инструкция), утв. Министром путей сообщения РФ от 01.05.98 №ЦУВС-552.

Согласно этой Инструкции обязательному предрейсовому медицинскому осмотру подлежат машинисты, помощники машинистов локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.

Послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении работников, которые по состоянию здоровья и по заключению цехового врача временно нуждаются в более строгом динамическом наблюдении.

В Инструкции предусмотрены обязанности начальников локомотивных депо по организации предрейсовых медицинских осмотров, а также обязанности главных врачей лечебно-профилактических учреждений железнодорожного транспорта, цеховых врачей, медицинских работников кабинетов предрейсового медицинского осмотра, непосредственно осуществляющих медицинский осмотр и оформляющих допуск к рейсу.

Инструкцией также установлен порядок проведения медицинского осмотра.

Гражданская авиация

Согласно ст. 53 Воздушного кодекса РФ требования, предъявляемые к авиационному персоналу, устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (далее – Правила) утверждены приказом Минтранса России от 22.04.02 №50.

В соответствии с Правилами проводится предполетный медицинский осмотр членов экипажей гражданских воздушных судов РФ и предсменный медицинский осмотр диспетчеров управления воздушным движением (УВД) перед заступлением на дежурство.

Предполетный (предсменный) медицинский осмотр направлен на своевременное выявление лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к выполнению полета (или к управлению воздушным движением – для диспетчеров УВД).

Правила устанавливают требования к состоянию здоровья членов экипажей воздушных судов и лиц, управляющих воздушным движением, а также порядок проведения медицинских осмотров. Послеполетный (послесменный) медицинский осмотр проводится по медицинским показаниям.

Источник: https://www.kadrovik.org/predreysoviy-medosmotr

Нужно ли проходить послерейсовый медосмотр водителей — Справочник автомобилиста

Положение о предрейсовом и послерейсовом медосмотре водителей автобусов

admin · 08.10.2014

В наши дни мы спешим всегда — и зачастую не успеваем вовремя. В таких случаях просто необходимо использовать автомобильный транспорт. Но мало кто спросит у водителя (кроме врача, конечно), как он себя чувствует. А, как известно, одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является именно состояние здоровья водителя.

Высокая интенсивность дорожного движения (за последние годы оно стало очень оживленным за счет значительного роста количества автотранспортных средств) предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья.

При этом своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Отметим, что законодательством РФ предусмотрен обязательный предрейсовый контроль в каждом предприятии, где имеется не только собственный автотранспорт, но и арендованный.

В данной статье мы поговорим о том, какие виды осмотров предусмотрены законодательством, в каких случаях их необходимо проходить, а также укажем, кто должен их оплачивать.

Пунктом 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц, использующих в своей деятельности транспортные средства, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Трудовой кодекс также обязывает работодателей проводить предварительные (перед приемом на работу) и периодические медицинские осмотры водителей (ст. 212, 213, 328 ТК РФ).То есть соблюдающие закон организации, имеющие автотранспорт, должны организовать и в обязательном порядке осуществлять медосмотры водителей автотранспортных средств.

Такие осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками.

Далее более подробно расскажем, какие же виды медицинских осмотров предусмотрены для водителей.

Медицинский осмотр: виды

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению (ст. 5 Закона N 196-ФЗ), в который входит медосмотр водителей. Статьей 46 Закона N 323-ФЗ установлены, в частности, следующие виды медицинского осмотра:— предварительный;— периодический;— предсменные, предрейсовые;— послесменные, послерейсовые;

— иные установленные законодательством РФ виды.

Предварительный медицинский осмотр

Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств, в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также раннего выявления и профилактики заболеваний.

Отметим, что Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.Итак, предварительные осмотры проводятся на основании направления, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.

В этом документе указываются:— наименование работодателя;— форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;— наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;— вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);— фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);— дата рождения лица, поступающего на работу (работника);— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);— наименование должности (профессии) или вида работы;— вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под подпись. При этом работодатель обязан организовать учет выданных направлений.Завершенным осмотр считается только после осмотра лица, поступающего на работу (работника), всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных приложениями 1 и 2, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.В оформленном заключении по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра указывается его результат (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).

Что касается соискателей, работодатель не может принять на работу в качестве водителя человека, не прошедшего предварительный медицинский осмотр, либо в результате медицинского осмотра которого врачебной комиссией выявлены какие-либо противопоказания (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Периодический медицинский осмотр

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Примечание. Если работник не прошел периодический медицинский осмотр, работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).

Следует отметить, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Периодические осмотры водителей, осуществляющих управление наземными транспортными средствами, проводятся на основании поименных списков и направления на медицинский осмотр не реже чем один раз в два года. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).В Постановлении ФАС СЗО от 23.08.

2010 N А66-14485/2009 отклонены доводы организации о том, что она не осуществляет перевозку грузов и пассажиров, в связи с чем водители не должны проходить медицинские осмотры (ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ).

Как установлено судом, организация владеет автотранспортными средствами, которые используются для перевозки работников для собственных нужд предприятия и перевозки грузов.

То есть ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в процессе которой осуществляется и перевозка грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, а сотрудники являются участниками дорожного движения. Из этого суд сделал вывод, что организация должна соблюдать требования ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ о проведении медицинских осмотров водителей.

Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников работодатель обязан сообщать в ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ ). Указанные сведения отражаются работодателем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Предрейсовый и послерейсовый медосмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Если водитель находится в состоянии токсического опьянения, он не вправе управлять транспортным средством (п. 2.1 ст. 19 Закона N 196-ФЗ). В этом случае работодатель обязан не допускать такого сотрудника к работе (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Обратите внимание! Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств могут проводиться привлекаемыми медицинскими работниками.

Но работодатели вправе и ввести в штат должности медработников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и др.), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации (п. 7 ст.

 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N323-ФЗ).

Источник: http://info-personal.ru/bolnuchnuy-list/meditsinskij-osmotr-voditelej/

Приказ по предрейсовому осмотру водителей 2018 — Советы юристов

Осмотры водителей врачом являются залогом соблюдения безопасности на дорогах. Внимание к необходимости качественных обследований уделялось во все времена. За последние пару лет требования к работодателям и водителям усилилось, есть резон пройтись по главным их пунктам.

В 2018 году, чтобы проводить предрейсовые медицинские осмотры правильно, работодатель руководствуется одновременно несколькими положениями действующего законодательства. Они не являются противоречащими друг другу и сходятся в одном: результаты обследований должны быть зафиксированы в специальном журнале.

Доступный в Интернете, образец журнала предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей в 2018 году является обязательным для исполнения. Основные положения норм, регулирующих деятельность автотранспортных предприятий и частных предпринимателей, претерпели изменения, которые стали актуальны с 01.05.2015 г.

Они имеют законодательную силу в 2018 году.

Происшедшие перемены коснулись увеличения числа процедур, которые необходимо соблюдать и проходить водителю:

Источник: http://askupka.ru/nuzhno-li-prohodit-poslereysovyy-medosmotr-voditeley/

ПраваГуру
Добавить комментарий