Приказ о назначении исполняющим обязанности директора по вакантной должности

КАДРОВИК.UA. Головний кадровий журнал України.. Исполняющий обязанности: статус в теории и на практике

Приказ о назначении исполняющим обязанности директора по вакантной должности

Многие компании и предприятия используют труд работников, по определенным обстоятельствам не утвержденных в соответствующей вакантной должности на постоянной основе. Такие работники называются исполняющими обязанности. В системе государственной службы случаи назначения исполняющих обязанности тоже нередки.

Чего стоит лишь когорта председателей государственных администраций, которых Президент назначил в обход правительства. Даже в спорте после увольнения главного тренера футбольного клуба собственники назначают кого-то из штата тренеров исполняющим обязанности.

В этой статье предлагаем проанализировать возможность использования формулировки «исполняющий обязанности» в трудовых отношениях и ее соответствие действующему законодательству.

Исполняющий обязанности — это работник (служащий), который фактически выполняет работу (несет службу) по определенной вакантной должности, не занимая ее. При этом важно не путать понятие «исполняющий обязанности» с замещением временно отсутствующего работника (в результате болезни, командировки, отпуска и т. п.

) и заместительством по должности (заместитель, согласно своим служебным обязанностям или соответствующим требованиям нормативных актов, заменяет временно отсутствующего руководителя), поскольку такое замещение/заместительство является выполнением параллельно со своей основной работой дополнительной либо выполнением чужой работы с временным освобождением от своей, и прекращается одновременно с возвращением на рабочее место отсутствующего работника. В нашем же случае речь идет непосредственно о работнике, осуществляющем функции и исполняющим обязанности по вакантной, незанятой должности.

Конституционное законодательство Украины дает определенные ответы на рассматриваемый вопрос. Так, Конституция Украины предусматривает выполнение обязанностей Премьер-министра и членов Кабинета Министров после отставки правительства до момента формирования его нового состава.

Также, согласно Закону Украины «О временном исполнении обязанностей должностных лиц, которых назначает на должность с согласия Верховной Рады Украины Президент Украины или Верховная Рада Украины по представлению Президента Украины» № 709/97 от 10 декабря 1997 года, в случае увольнения (отставки) лица, которое назначает на должность с согласия Верховного Совета Украины Президент Украины, или лица, которое назначает на должность Верховный Совет Украины по представлению Президента Украины, обязанности уволенного лица временно, но не больше одного месяца, выполняет первый заместитель (а в случае его отсутствия — заместитель) этого должностного лица, назначенный конституционно легитимным лицом. Согласно решению Конституционного Суда Украины от 27 апреля 2000 года № 7‑рп/2000, нормы этого Закона распространяются на временное выполнение обязанностей и назначение на должности всех без исключения должностных лиц, которых назначает Президент с согласия Верховного Совета или Верховный Совет по представлению Президента, за исключением Премьер-министра Украины и членов Центральной избирательной комиссии. Итак, Закон автоматически делает исполняющим обязанности первого или одного из других заместителей уволенного должностного лица, что больше похоже на заместительство. Тем не менее назначение временно исполняющим обязанности на вакантную должность лица не из числа заместителей этим нормативным актом не предусмотрено.

Основная проблема в том, что действующее законодательство Украины о труде вообще не содержит понятия «исполняющий обязанности» относительно незанятой должности.

Вместе с тем, согласно постановлению Верховной Рады Украины от 12 сентября 1991 года №1545-XII «О порядке временного действия на территории Украины некоторых актов законодательства Союза ССР», до сих пор является действующим разъяснение Госкомитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС № 30/39 от 29 декабря 1965 года «О порядке оплаты временного заместительства», в котором, по крайней мере, есть несколько абзацев об исполняющем обязанности. В пункте 2 указанного разъяснения идет речь о том, что назначение работника исполняющим обязанности на вакантную должность не допускается. Это возможно лишь на должность, назначение на которую осуществляется вышестоящим органом управления. В этом случае руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия работника на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Этот орган в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах. То есть, имеем ссылку на «исполняющего обязанности» с одновременным предостережением о невозможности выполнения обязанностей по вакантной должности, за исключением должности, назначает на которую вышестоящий орган управления, причем общий срок такого выполнения не может быть больше двух месяцев.

Что нам дает разъяснение № 30/39? По большому счету, кроме упоминания об «исполняющем обязанности», ничего: ни определения, ни сроков такой работы, ни правового регулирования прекращения, ни возможности занятия должности на постоянной основе не предусмотрено. Тем паче, есть мнение, что пункт 2 разъяснения № 30/39 противоречит законодательству Украины, и на основании постановления Верховной Рады от 12 сентября 1991 года № 1545 не может применяться, поскольку им (законодательством) определен иной порядок назначения на должность, чем установленный для должностных лиц предприятий, учреждений, организаций до обретения Украиной независимости.

Необходимо также иметь в виду, что согласно вышеуказанному постановлению № 1545, действующим на территории Украины остается и Указ Президиума Верховного Совета СССР № 311-IX от 24 сентября 1974 года «Об условиях труда временных работников и служащих» (далее — Указ).

Согласно пункту 1 Указа, временными работниками и служащими считаются работники и служащие, принятые на работу на срок до двух месяцев. И хотя этот Указ не содержит положений об исполняющем обязанности, зато имеет ссылку о возможности использования временного труда и практически соотносится с нашим проблемным вопросом.

Так, словосочетание «возложить выполнение обязанностей» нередко дополняется словом «временно». Соответственно в распорядительном документе или приказе пишется: «Временно возложить выполнение обязанностей».

С точки зрения трудовых правоотношений это сложная юридическая конструкция, поскольку исполняющий обязанности не занимает соответствующую должность, а Указом устанавливаются определенные условия труда штатных работников и служащих, которые работают временно.

Тем не менее, учитывая почти полное отсутствие правового регулирования, убеждаемся в возможности распространения действия Указа на правовой статус временно исполняющего обязанности в части временности, то есть срока не больше двух месяцев.

Формулировка «временно возложить выполнение обязанностей» или «назначить исполняющим обязанности» так или иначе используется разными органами государства.

Для примера возьмем акты Президента о назначении председателей государственных администраций (Указ от 10 июля 2007 года № 623; Указ от 15 ноября 2007 года № 1097; Указ от 2 ноября 2007 года № 1057; распоряжение от 11 апреля 2007 года № 76/2007‑рп; распоряжение от 24 апреля 2007 года № 89/2007‑рп; распоряжение от 14 октяб ря 2008 года № 296/2008-рп и прочие). Безусловно, эти указы и распоряжения Президента, а также легитимность назначенных лиц вызывают сомнение относительно их законности как в плане непредусмотренного законодательством выполнения обязанностей по вакантной должности, так и в плане временности (все выполняли обязанности больше двух месяцев).

Что касается назначения лица «исполняющим обязанности» на вакантную должность в разрезе трудового права, то, исходя из сказанного выше, работодателям нужно четко запомнить — это незаконно, законодательством Украины такое не предусмотрено.

Назначая лицо временно исполняющим обязанности на вакантную должность, работодатель фактически допускает его к работе, что является полноценным заключением трудового договора согласно статье 24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины. И никакие документы, в которых отображается «выполнение обязанностей», не имеют значения.

Единственный аргумент работодателя — это то, что с работником заключен временный трудовой договор, и то при условии, если установленный Указом № 311 срок не истек. Такая же ситуация и при назначении исполняющим обязанности работника, который уже находится в трудовых отношениях с соответствующим предприятием или компанией.

Это является ничем иным, как переводом на другую должность (статья 32 КЗоТ). Если такой перевод осуществлен без письменного согласия работника, но он добровольно приступил к выполнению обязанностей на другой должности (работе), такой перевод является законным, а работник считается занимающим эту должность с первого дня такого перевода.

Добавим, что, согласно пункту  2.

14 приказа Минтруда, Минюста, Минсоцзащиты Украины от 29 июля 1993 года № 58 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников», сведения о работе заносятся в трудовую книжку работника согласно Классификатору ДК 003:2005, который содержит перечень профессий и должностей без единого упоминания о временном выполнении обязанностей.

Вывод: такой статус лица, как «исполняющий обязанности», в трудовых отношениях является некорректным и незаконным. Это больше практическое, чем правовое, состояние. Необходимо или идти за практикой, вносить изменения в КЗоТ и определять правовое регулирование временного выполнения обязанностей (понятие, порядок назначения, сроки пребывания, условия труда, гарантии, возможности для перехода на постоянно и т. п.), или исключить эти практические моменты путем законного запрета на трудовую деятельность в качестве исполняющего обязанности.

Джерело: komuna.lviv.ua

Источник: https://www.kadrovik.ua/content/ispolnyayushchii-obyazannosti-status-v-teorii-i-na-praktike

Исполнение обязанностей руководителя организации: спорные вопросы

Приказ о назначении исполняющим обязанности директора по вакантной должности

Юлия Хачатурян, генеральный директор компании NIKA, RISK PLAN

 «Трудовое право» № 11, 2010 г.

Однажды на одном из семинаров, который проводил автор данной статьи, юрист организации рассказала мне о следующем споре с кадровиком. У руководителя организации было два заместителя. У одного из них в трудовом договоре было написано, что он исполняет обязанности директора во время его отсутствия в связи с болезнью, отпуском и т.д., за что ему выплачивается соответствующая доплата.

Юристу казалось, что достаточно издать соответствующий приказ, чтобы заместитель мог осуществлять внутреннее управление организацией, кадровик же каждый раз делала дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении должности зама с должностью руководителя, а потом, когда директор возвращался, делала другое дополнительное соглашение об аннулировании первоначального.

Лично мне казалась логичной позиция юриста: зачем второй раз прописывать в договоре то, что уже там есть? Но правовых рисков в такой деятельности кадровика я не увидела.

Оказалось, что бедный заместитель устал по много раз в год знакомиться с дополнительными соглашениями и подписывать их; а все те доводы, которые я привела для аргументации того, что это лишняя работа, уже были сказаны кадровику, и, увы, не переубедили его.

Этот пример приведен в начале статьи, потому что действительно на многие вопросы, связанные и исполнением обязанностей, а тем более с исполнением обязанностей руководителем организации нет четких однозначных ответов. Как минимум потому, что в ТК РФ только одна норма ст.

151 ТК РФ вскользь упоминает об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, и то, только в случае, если он не освобожден от основной работы (а на практике он может быть и освобожден от ее исполнения, пока выполняет чужые обязанности). Норм, специально регулирующих исполнение обязанностей генеральным директором, нет вообще.

Выводы же, которые делают юристы, основаны на анализе разных, зачастую противоречивых нормативных актах, судебной практике и собственных измышлениях, и поэтому зачастую противоречат друг другу. Показать же прямую норму, из которой следует, что твой вывод правильный, зачастую просто невозможно, как в случае с этим кадровиком.

А правовые последствия ошибки неправильного оформления исполнения обязанностей руководителя организации могут иметь не столь безобидные последствия, как усталость заместителя от ознакомления и подписывания ненужных бумаг.

Вопрос 1: Какова правовая природа исполнения обязанностей и каковы требования к дополнительному соглашению и к приказу? Что такое «исполнение обязанностей»? Какова правовая природа, содержание этого понятия? На этот вопрос ответить достаточно сложно. И, возможно в этой неопределенности таится множество проблем.

В ТК РФ вскользь об исполнении обязанностей сказано в ст.151 ТК РФ. При этом там затронут только случай исполнения обязанностей без освобождения от своей работы. При том, что в ТК РФ достаточно говорится о смежных, практически родственных понятиях: переводе; изменении иных, определенных сторонами условий трудового договора, совмещении; совместительстве.

Что же такое «исполнение обязанностей»? По сути, как кажется автору данной статьи, если работник на это время освобождается от выполнения своих обязанностей речь идет о переводе, если не освобождается, но укладывается в свое рабочее время по сути это напоминает совмещение должностей и профессий (хотя ст.

151 ТК РФ разделяет совмещение и исполнение обязанностей), если при этом еще и не укладывается – это похоже на внутреннее совместительство. Так считают многие юристы. Но опять-таки, это выводы, сделанные исходя из других норм права (статей, где дано определение перевода, совместительства, совмещения), а не написанные где-то прямые нормы.

Кроме того, если необходимость исполнять обязанности отсутствующего работника с соответствующей доплатой уже прописана в трудовом договоре – это не похоже ни на перевод, ни на совместительство, ни на совмещение, т.к. в данном случае никаких условий трудового договора мы не меняем.

А значит, для оформления такого исполнения обязанностей достаточно только соответствующего приказа. Соответственно, разными будут и варианты оформления исполнения обязанностей, если обязанность по замене отсутствующего работника не прописана в трудовом договоре.

Если работника освобождают от исполнения его обязанностей, а обязанность выполнять чужие функции не была прописана в его трудовом договоре – по логике необходимо сделать дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будет отражен временный перевод и издать соответствующий приказ. Напомним, что согласно ст.72.1.

ТК РФ, перевод на другую работу – это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник, а также перевод в другую местность вместе с работодателем. Значит, если работник перестает на какое-то время выполнять свои функции и выполняет другие – это является переводом. И все-таки, всегда ли такие действия будут являться переводом?

Пример 1. Представим себе небольшую организацию, где работает, например 15 человек. Никаких заместителей у руководителя нет вовсе. На время своего отсутствия обязанности руководителя организации исполняет, например, один из менеджеров по продажам. От своих обязанностей на это время его освобождают.

Действительно, менеджер начинает выполнять совсем другие обязанности и изменение трудового договора работника подпадает под понятие перевода, данное в ст. 72.1 ТК РФ. Другое дело, если, например, речь идет о заместителя руководителя по общим вопросам. Допустим, это один из нескольких заместителей. «Штатным» заместителем при этом является другой работник.

В договоре же с заместителем директора по общим вопросам нет обязанности замещать директора. Но при сравнении трудовых функций мы увидим, что они с директором фактически те же, просто у директора больше полномочий. Но переводом называется именно изменение трудовой функции, т.е. трудовых обязанностей, а не расширение объема полномочий.

Кроме того, можем ли мы вообще говорить об освобождении или неосвобождении от своих обязанностей, если обязанности зама и директора практически одинаковые, другое дело, что объем их теперь получается разный? Таким образом, по логике основной заместитель не освобождается от своих обязанностей при выполнении обязанностей директора.

Какое практическое значение имеют рассуждения о том, является ли исполнение обязанностей в том или ином конкретном случае переводом или нет?

Дело в следующем спорном вопросе: нужно ли в случае, если работник освобождается на время выполнения чужой работы от своих обязанностей воспользоваться унифицированной формой приказа о переводе или мы можем в произвольной форме сделать приказ о возложении обязанностей? Формально, согласно ст.72.

1 ТК РФ перевод на другую работу — постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем (Однозначно, под такое определение перевода, например, попадает случай, описанный в начале Примера 1, когда, менеджер замещал отсутствующего директора). Чисто трудовых рисков, связанных с данной дилеммой, в принципе нет. Другое дело, что в соответствии с Федеральным законом о бухгалтерском учете, все расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными. В противном случае организация не сможет их отнести на затраты в целях исчисления налога на прибыль. Согласно этому же закону, для того, чтобы они были документально подтверждены, соответствующие первичные документы должны быть составлены по формам, утвержденных в альбомах Госкомстата, а если соответствующей формы нет, организация действительно вправе составить документ в произвольной форме, указав только ряд обязательных реквизитов. Иначе говоря, если соответствующая форма утверждена Госкомстатом, а вы составили документ в произвольной, то затраты в целях исчисления налога на прибыль с вас могут быть сняты и налог доначислен, а также пени, штрафы и пр. Вот этот факт, конечно, заставляет задуматься….С одной стороны, конечно, эстетически соответствующий приказ об исполнении обязанностей, если при этом сотрудник освобождается от выполнения своих функций, в унифицированной форме для перевода будет выглядеть как-то непривычно и нелепо, и вроде бы, несмотря на то, что по сути это перевод, это некое и отдельное понятие – «исполнение обязанностей». С другой стороны, чего только не сделаешь, чтобы избежать претензий налоговиков. Скажу честно, я не знаю абсолютно правильного решения данной дилеммы. Единственный практический совет, который мог бы дать автор данной статьи – это воспользоваться постановлением Госкомстата № 20, которое позволяет адаптировать унифицированные формы к потребностям организации. Это постановление содержит запрет на удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм, но добавить нужные реквизиты и формулировки организация вправе. Соответствующие изменения, вносимые в унифицированную форму, должны быть утверждены приказом (распоряжением) руководителя организации, согласно тому же постановлению Госкомстата № 20 от 24.03.1999 г. Соответственно, вы можете внести необходимые изменения в приказ о переводе. Но, следует обратить внимание на приказ, которым вы будете подтверждать данные изменения. В нем следует специально указать, что данная видоизмененная форма будет использоваться не в каждом случае оформления перевода, а в случае, когда на работника возлагаются обязанности отсутствующего сотрудника. В принципе, если вы не хотите заниматься адаптацией формы, можно сделать и два отдельных приказа – о переводе и об исполнении обязанностей. Нужно ли делать по окончании такого перевода еще одно дополнительное соглашение об аннулировании первого, естественно, зависит от того, как вы это первое составили. Естественно, если там уже написано, что оно действует в течение определенного срока, по истечении которого замещающий работник возвращается на определенное место, то никаких «аннулирующих» дополнительных соглашений делать не надо. Если работника не освобождают от исполнения обязанностей, также должно быть сделано дополнительное соглашение к трудовому договору. Но, естественно дополнительное соглашение уже будет другого содержания. Там уже не будет отражено освобождение от своих обязанностей. Дилеммы по поводу того, в какой форме делать приказ, унифицированной или нет, тоже в данном случае не возникает, т.к. ее не предусмотрено.

Источник: http://www.risk-plan.ru/blog/ispolnenie-obyazannostej-rukovoditelya-organizatsii/

Правовые аспекты временно исполняющего обязанности руководителя | ЮРЛІГА

Приказ о назначении исполняющим обязанности директора по вакантной должности

Довольно часто в практике юристы сталкиваются с запросами, письмами и другими документами с подписями руководителя того или иного учреждения, организации, предприятия или общества с приставками в. и. о. или и. о. Определение правового статуса временно исполняющего обязанности руководителя является существенным моментом для выяснения правовой природы такого положения.

Во-первых, временное исполнение обязанностей руководителя — это временное заместительство, предусматривающее выполнение служебных обязанностей другим работником по более ответственной должности временно отсутствующего руководителя (отпуск, командировка, болезнь и т. д.), когда это связано с производственной необходимостью или распорядительными функциями, сотрудником, работающим на том же предприятии, в учреждении, организации.

Во-вторых, временное исполнение обязанностей является полномочиями, ограниченными во времени исполнения обязанностей, в зависимости от основания временного отсутствия руководителя.

В-третьих, временное исполнение обязанностей отсутствующего руководителя может осуществляться в следующих правовых режимах:

— выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя с сохранением должности по основному месту работы и без освобождения от выполнения основных обязанностей (совмещение);

— выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя с освобождением от выполнения основных обязанностей (временный перевод);

— временное исполнение обязанностей по вакантной должности (постоянный перевод).

Назначение временно исполняющего обязанности оформляется распорядительным документом (указом, постановлением, распоряжением, приказом, протоколом наблюдательного совета общества, протоколом общего собрания общества и т. д.

) органа управления, в зависимости от нормативно-регламентирующих и уставных документов учреждения, организации, предприятия и общества, с обязательным указанием основания временного отсутствия руководителя и срока полномочий временно исполняющего обязанности.

Практикующим юристам при работе с запросами, письмами и другими документами с подписями временно исполняющих обязанности необходимо обязательно выяснить обстоятельства получения соответствующим лицом статуса и. о.

и настаивать на подтверждении полномочий лица с получением копии распорядительного документа, в котором должны быть определены основания временного отсутствия руководителя и срок полномочий временно исполняющего обязанности.

Данные обстоятельства могут повлиять на определение правоспособности временно исполняющего обязанности на выполнение тех или иных служебных обязанностей отсутствующего руководителя.

Полномочия (компетенции) руководителя устанавливаются в зависимости от статуса организации, учреждения, предприятия, общества Конституцией, законами Украины, порядком, положениями, контрактами, должностными инструкциями, другими нормативно-правовыми документами, уставами обществ.

Поскольку лицо, назначенное временно исполняющим обязанности руководителя, должно выполнять полномочия временно отсутствующего руководителя, то необходимо выяснить рамки полномочий временно исполняющего обязанности.

Так, согласно статье 2 Закона Украины «О государственной службе» должность — это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами в соответствии с данным Законом считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

В Уголовном кодексе Украины содержится понятие должностного лица.

Так, должностными лицами являются лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителей власти, а также постоянно или временно занимающие на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности по специальному полномочию.

Постановлением Пленума Верховного Суда Украины «О судебной практике по делам о взяточничестве» № 5 от 26.04.2006 года предусмотрено, что:

Организационно-распорядительные обязанности— это обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от формы собственности.

Такие функции выполняют, в частности, руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти, государственных, коллективных или частных предприятий, учреждений и организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители, лица, руководящие участками работ.

Административно-хозяйственные обязанности — это обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом.

Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, мастерскими, ателье, их заместителей, руководителей отделов предприятий, ведомственных ревизоров и контролеров и т. д.

Понятие «консультативно-совещательные функции» четко законодательством Украины не определено.

Таким образом, в случае временного отсутствия руководителя временно исполняющий обязанности должен выполнять полномочия руководителя (организационно-распорядительные функции (обязанности), и/или консультативно-совещательные функции, и/или административно-хозяйственные функции (обязанности)), возложенные на последнего, в соответствии с законами, другими нормативно-правовыми актами, учредительными документами, регулирующими деятельность такого государственного органа, учреждения, предприятия или общества.

Лицо, временно выполняющее обязанности, несет дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в случае совершения правонарушения, противоправных и преступных действий при исполнении обязанностей.

Обобщая проблематику статуса, отмечу, что законодательством четко не урегулировано понятие временно исполняющего обязанности, нет однообразного соблюдения и применения одной и той же терминологии, нет четко определенных критериев для терминов — полномочия, компетенции, обязанности, права, функции должностных лиц.

Подытоживая вышеизложенное, хотелось бы отметить, что в этой статье кратко описаны наиболее актуальные и обобщенные правовые аспекты статуса и. о.

Юристу при рассмотрении документов за подписью временно исполняющего обязанности необходимо удостовериться, внимательно разобраться в каждом конкретном случае с полномочиями лица и убедиться в его правоспособности.

Буду рад, если этой статьей вызову дискуссию относительно правого статуса и. о.

Вячеслав Кузьмук,управляющий партнер ООО «Юридический советник»

Подготовлено специально для Платформы ЛІГА:ЗАКОН Связаться с редактором

Источник: http://jurliga.ligazakon.ua/news/2013/4/1/87010.htm

Чем отличается ВРИО от ИО?

Приказ о назначении исполняющим обязанности директора по вакантной должности

Довольно часто в документах встречаются аббревиатуры «врио» и «ио». В статье рассказывается, что обозначают эти сокращения, чем отличается врио от ио и как правильно оформлять документы на назначение врио и ио руководителя.

  • что такое врио и ио;
  • чем отличается врио от ио;
  • как оформляется врио и ио.

Скачайте документы по теме:

Уже на протяжении нескольких десятилетий идет дискуссия по поводу правомерности использования понятий «ио» и «врио» в делопроизводстве. Чем отличается ио директора от врио директора? Чем отличается врио от ио на госслужбе? Как писать «врио» или «ио»? Эти вопросы остаются актуальными и в 2018 году. Попробуем найти на них ответ.

Что включает в себя понятие «врио» и «ио»

Ио и врио — это аббревиатуры. Первая расшифровывается как «исполняющий обязанности», а вторая — «временно исполняющий обязанности».

Исполняющий обязанности назначается в том случае, когда должность руководителя свободна, и идет поиск кандидата на эту вакансию. Еще один вариант назначения ио — разновидность испытательного срока. Это делается в том случае, когда должность руководителя — выборная, и одному из кандидатов на место дают возможность поработать в этом качестве.

Ситуация с врио совершенно другая. Временно исполняющий обязанности руководителя назначается в том случае, если руководитель уходит в отпуск, уезжает в длительную командировку, болеет или по какой-то другой причине не может выполнять свои обязанности. Должность руководителя при этом не освобождается. Это ключевой момент.

Временно исполнение обязанностей руководителя будет дополнительной работой для одного из сотрудников организации.

Для этого нужно официальное согласие этого сотрудника. Обычно формой такого согласия является приказ о назначении врио, в котором исполняющий обязанности сотрудник оставляет свою подпись.

Трудовым кодексом РФ регламентируется продолжительность рабочего времени, которая отводится на выполнении сотрудником обязанностей руководителя. Она не должна выходить за пределы его рабочего времени.

Работник, выполняющий обязанности руководителя, получает заработную плату за свою основную работу и за работу в качестве руководителя компании.

Чем отличается врио от ио?

Отличие врио от ио прописано в ст. 151 и ст. 74 ТК РФ.

Ключевая разница между врио и ио заключается в способе выполнения возложенных на них обязанностей. Врио — это сотрудник, замещающий руководителя, а ио — лицо, полностью выполняющее руководящие функции до того момента, когда будет найден кандидат на должность руководителя.

Чем еще отличается врио от ио директора, так это тем, что ио в дальнейшем может занять место руководителя, а врио — нет.

В чем разница между врио и ио?

  • Обязанности. Ио — это сотрудник, который переводится на новую работу. Врио — это сотрудник, который временно исполняет обязанности руководителя, совмещая эти функции со своей основной деятельностью.
  • Временные рамки. Ио — занимает должность руководителя до тех пор, пока не будет найден новый. Очень часто бывает так, что ио сам становится руководителем. Врио — исполняет обязанности начальника только в течение определенного срока.
  • Открытость вакансии. Ио выполняет свои функции в момент, когда вакансия руководителя свободна. Врио — руководит компанией, когда начальник по каким-либо причинам делать этого не может.

Разница между врио и ио внешне не так уж велика: в обоих случаях один из сотрудников выполняет функции руководителя. Однако внутренние различия межу этим понятиями огромны.

Все об «и.о», «ио» и «врио» читайте в «Системе Кадры»:

Рассмотрим теперь, как правильно оформить врио или ио.

Оформление врио

Процедура оформления зависит от того, каким образом будут выполняться трудовые функции отсутствующего работника.

Полное освобождение от обязанностей подразумевает необходимость временного перевода на другую должность. Это следует из статьи 72.1 Трудового кодекса. Исполнение работником «чужих» функций наряду со своими дает возможность двух вариантов оформления:

  1. Совмещение. Работа в течение основного рабочего времени, расширение зон обслуживания и увеличение общего объема работ.
  2. Совместительство. Занятость в свободное от основной работы время. Это следует из статей 282-288 Трудового кодекса. К этой категории относится и работа по договору подряда.

Об оформлении врио в «Системе Кадры»:

Если будет выбран вариант совместительства, то в этом случае придется заключить новый трудовой договор. В нем будет указан сам факт работы по совместительству, а также продолжительность рабочего времени и размер компенсации. Сведения о такой работе по желанию работника заносятся в его трудовую книжку.

Если будет выбран вариант совмещения, расширения трудовых функций или перевода, то в этом случает необходимо заключить дополнительное соглашение к уже существующему трудовому договору и в нем дать описание новой работы, оговорить продолжительность рабочего времени и размер компенсации.

Как правило, распоряжение о передаче обязанностей на время отсутствия руководителя включается в приказ, в котором обосновывается факт отсутствия. Например, в приказе об отпуске руководителя, отдельной строкой дается информация о сотруднике, который будет временно выполнять обязанности руководителя. С приказом должны быть ознакомлены оба заинтересованных лица.

Если сотрудник будет выполнять обязанности материально ответственного лица, то с ним должен быть заключен отдельный договор о полной материальной ответственности.

Оформление ио

Оформлять должность и. о. можно несколькими способами. Вот два основных варианта:

  • Приказ по предприятию, когда новая свободная вакансия не открывается. Это означает, что руководитель сам себя назначает ио.
  • Приказ после собрания директоров или общего собрания. Такая ситуация возможна, когда есть вакантная должность. При этом решение о назначении кандидатуры на пост директора должно быть принято ровно за месяц.

Вывод

Основное отличие ио от врио руководителя заключается в том, что ио исполняет обязанности отсутствующего руководителя, а врио — лишь временно отсутствующего. Врио выполняет свои обязанности по совместительству, а ио — как основную работу. Разница в функциональном потенциале врио и ио обусловливает разницу оформления: совмещение или полная ставка.

Источник: https://www.sekretariat.ru/article/211267-otlichaetsya-vrio-ot-io-18-m5

Исполняющий обязанности отсутствующего работника (И. О.): кто он и как регулировать его труд?

Приказ о назначении исполняющим обязанности директора по вакантной должности

Когда возникает необходимость  поручить работнику обязанности или работу другого работника, у работодателя возникает ряд вопросов. Как оформляется исполнение обязанностей временно отсутствующего работника? Каким образом производится оплата за выполнение работы? Каков статус исполняющего обязанности, каким образом удостоверяются его полномочия и подписываются документы?

Оформление замещения временно отсутствующего работника

Трудовым кодексом Республики Казахстан предусмотрено 3 варианта оформления замещения временно отсутствующего работника:

  • заключение срочного трудового договора на время замещения отсутствующего работника;
  • совмещение должностей;
  • временный перевод.

Рассмотрим каждый из них.

Заключения трудового договора на время замещения отсутствующего работника

Подпункт 4 статьи 30 Трудового кодекса Республики Казахстан предусматривает, что трудовой договор может быть заключен на время замещения временно отсутствующего работника.

Следовательно, работодатель имеет право принять работника и заключить с ним трудовой договор на период временного отсутствия своего работника.

Совмещение должностей

В соответствии со статьей 111 Трудового кодекса с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же должности за дополнительную оплату. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же должности.

Доплата работникам за исполнение (замещение) обязанностей временно отсутствующего работника не производится в случае, если замещение временно отсутствующего работника входит в должностные обязанности замещающего работника.

Таким образом, работодатель имеет право возложить на работника обязанности временно отсутствующего работника путем совмещения должностей. Обязательным условием для такого способа возложения обязанностей является произведение доплаты работнику.

Временный перевод

Статьей 41 Трудового кодекса предусмотрено, что работодатель в случае производственной необходимости, в том числе временного замещения отсутствующего работника, имеет право переводить работника без его согласия на срок до 3 месяцев в течение календарного года на другую не обусловленную трудовым договором и не противопоказанную ему по состоянию здоровья работу в той же организации, в той же местности с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже средней заработной платы по прежней работе.

В данном случае, закон предусматривает возможность исполнения обязанностей временно отсутствующего работника путем временного перевода замещающего работника с одной должности на другую.

Обязательным условием является наличие производственной необходимости.

Следует также учитывать, что исполнение обязанностей временно отсутствующего работника путем перевода работника ограничено сроком до 3 месяцев.

Оформление замещения

Согласно  статье 11 Трудового кодекса  работодатель издает акты в пределах своей компетенции в соответствии с Трудовым Кодексом и иными нормативными правовыми актами, трудовым договором, соглашениями, коллективным договором.

Таким образом, в любом случае работодатель назначает работника, который будет временно исполнять обязанности отсутствующего работника. путём издания приказа:

  • о приеме на работу;
  • о возложении обязанностей;
  • о переводе.

Возложение обязанностей материально ответственного лица

В том случае, когда работник, собирающийся в отпуск или командировку, либо временно отсутствующий по иным причинам, является материально ответственным лицом необходимо правильно оформить процедуру приема-передачи материальных ценностей.

Подпунктом 1 пункта 62  «Правил ведения бухгалтерского учета», утвержденных  Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241, независимо от принадлежности к различным субъектам предпринимательства инвентаризация проводится при смене материально ответственных лиц (на день приемки- передачи дел).

Таким образом, проведение инвентаризации  является обязательным условием в случае возложения обязанностей материально ответственного лица на другого работника. Причем инвентаризация проводится дважды:

  • первый раз — перед временным отсутствием работника;
  • второй раз — при выходе на работу временно отсутствующего работника.

Согласно пункту 68 Правил ведения бухгалтерского учета при проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственного лица в инвентаризационных описях — лицо, принявшее это имущество, расписывается в их получении, а сдавшее — в их сдаче.

Возложение обязанностей руководителя организации

Законодательством предусмотрено 2 варианта возложения обязанностей руководителя организации:

  • предусмотреть в Уставе организации  условие о замещении руководителя на время его временного отсутствия, включить соответствующее условие в трудовой договор и должностную инструкцию работника, который будет исполнять обязанности руководителя во время его отсутствия;
  • издать приказ с указанием полномочий, которые  передаются, например право подписи финансовых документов, трудовых договоров, бухгалтерской отчетности, и срок, на который они передаются. В данном случае также необходимо наличие доверенности от руководителя на имя временно исполняющего его обязанности работника с указанием перечня конкретных полномочий на совершение определенных юридических действий, предоставляемых работнику (например, подписание договоров), поскольку в соответствии со статьями 163, 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть) для совершения сделок лицу, не являющемуся исполнительным органом юридического лица, необходима доверенность.

На какой срок допустимо временное исполнение обязанностей?

Ограничение срока исполнения обязанностей до 3 месяцев предусмотрено статьей 41  Трудового кодекса Республики Казахстан в случае временного перевода работника для замещения отсутствующего работника.

Срок исполнения обязанностей руководителя в банковской сфере

Согласно пункту 6 статьи 20 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» руководящий работник вправе занимать свою должность без согласования с уполномоченным органом не более 60 календарных дней со дня его назначения (избрания). Запрещается исполнение обязанностей (замещение временно отсутствующего) руководящего работника банка без согласования с уполномоченным органом свыше данного срока.

Следовательно, срок исполнения обязанностей руководителя в банковской сфере ограничен до 60 календарных дней.

К руководящим работникам банка согласно пункту 1 статьи 20 Закона «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» относятся:

  • руководитель и члены органа управления;
  • руководитель и члены исполнительного органа;
  • иные руководители банка, осуществляющие координацию и (или) контроль за деятельностью структурных подразделений банка и обладающие правом подписи документов, на основании которых проводятся банковские операции.

Не являются  руководящими работниками банка первые руководители обособленных подразделений банка и их главные бухгалтеры, а также лица, обладающие правом подписи документов, на основании которых проводятся банковские операции, и осуществляющие контроль за деятельностью только одного структурного подразделения, за исключением главного бухгалтера банка.

Срок исполнения обязанностей руководителя в  страховой сфере

Пунктом 6 статьи 34 Закона Республики Казахстан «О страховой деятельности» предусмотрено, что руководящий работник вправе занимать свою должность без согласования с уполномоченным органом не более 60 календарных дней со дня его назначения (избрания). Запрещается исполнение обязанностей (замещение временно отсутствующего) руководящего работника страховой (перестраховочной) организации и страхового брокера без согласования с уполномоченным органом свыше установленного срока.

Следовательно, срок исполнения обязанностей руководителя в страховой сфере законодательно ограничен до 60 календарных дней.

К руководящим работникам в страховой организации в соответствии с пунктом 1 статьи 34 относятся:

  • руководитель и члены органа управления;
  • руководитель и члены исполнительного органа;
  • главный бухгалтер;
  • иные руководители страховой (перестраховочной) организации, осуществляющие координацию и (или) контроль за деятельностью структурных подразделений страховой (перестраховочной) организации и обладающие правом подписи документов, на основании которых проводится страховая и (или) инвестиционная деятельность, за исключением руководителей филиалов и представительств страховой (перестраховочной) организации и их главных бухгалтеров.

Руководящими работниками страхового брокера признаются  руководитель и его заместители, главный бухгалтер.

Оплата труда работника при выполнении обязанностей временного отсутствующего работника

В том случае, когда работник принят работу в соответствии с трудовым договором, заключенным на время замещения временно отсутствующего работника, оплата труда производится согласно условий трудового договора.

Согласно пункту 1 статьи 111 Трудового кодекса  работникам, выполняющим в одной и той же организации, наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой или такой же должности либо обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата. Пункт 3 статьи 111 Трудового кодекса Республики Казахстан устанавливает, что размеры доплат за совмещение должностей (расширение зоны обслуживания) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются работодателем по соглашению с работником.

Следовательно, в случае, когда замещение работника производится путем совмещения должностей, работнику исполняющему обязанности временно отсутствующего работника производится доплата, размер которой устанавливается соглашением между работником и работодателем.

В случае, когда исполнение обязанностей возложено путем перевода работника, в соответствии со статьей 41 Трудового кодекса Республики Казахстан,  оплата труда исполняющему обязанности работнику производится по выполняемой работе, но не ниже средней заработной платы по прежней работе.

Подписание документов исполняющим обязанности другого работника

Пункт 34 Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, утвержденных Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 22 декабря 2014 года № 144, предусматривает, что подпись документа включает:

  1. наименование должности лица, подписавшего документ, официальное наименование структурного подразделения или организации (если документ оформлен не на бланке);
  2. личную подпись и расшифровку подписи (инициал имени и фамилия).

Если должностное лицо, подпись которого заготовлена на проекте документа, отсутствует, то документ подлежит переоформлению на лицо, исполняющее его обязанности. Не допускается подписывать документы с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности.

Следовательно, исполняющему обязанности следует указывать свою должность и свою фамилию, инициалы, поскольку исполняющий обязанности  согласно соответствующему  приказу, в некоторых случаях — доверенности, обладает необходимыми для этого полномочиями.

Источник: http://www.defacto.kz/content/ispolnyayushchii-obyazannosti-otsutstvuyushchego-rabotnika-i-o-kto-i-kak-regulirovat-ego-tru

ПраваГуру
Добавить комментарий