Водитель наставник должен быть обучен

§ 20. Организация работы водителей-наставников

Водитель наставник должен быть обучен

Важное значение впредупреждении ДТП имеет систематическаяработа по повышению квалификацииводителей, их мастерства вожденияавтомобилей, начиная не только со стадииобучения в автошколах, но и в процессеработы на автотранспортных предприятиях,особенно в начальный период.

Опытбезаварийного вождения автомобиляприходит не сразу, и большинство молодыхводителей нуждается в продолжительномквалифициро­ванном наблюдении,правильном направлении и критическойоценке их профессиональной деятельности.

На автотранспортных предприятиях должныбыть обеспечены условия для качественногостажирования вновь принятых водителей,периодической проверки знаний правилдорожного движения, навыков вождениятранспортных средств, особенно техмарок и типов, на которые назначаетсяводитель.

В выполнении этих работ ведущуюроль на автотранспортных предприятияхиграет водитель-наставник автоколонны.

Он назначается приказом, руководителяавтотранспортного предприятия в каждойавтоколонне из числа лучших, наиболееподготовленных водителей первого иливторого класса, проработавших напредприятии не менее 5 лет и награжденныхзначком «За работу без аварий».

Водитель-наставник должен иметь навыкиобучения водителей автоколонныбезаварийному вождению автомобиля,правилам дорожного движения, а такжебыть способным вести учетно-отчетнуюдокумен­тацию по своему участкуработы. Наставник — учитель, воспитатель,руководитель водителей. Одного стажаработы, даже если он велик, тут недостаточно.

Здесь имеют значение характер ипедагогические возможности человека.Водитель — наставник состоит в штатеавтоколонны и оперативно подчиняетсяначальнику автоколонны, а по службебезопасности движения — руководителюслужбы безопасности движенияавтотранспортного предприятия. В своейработе по предупреждению ДТП он опираетсяна активное участие общественности,бригадиров, передовых води­телей,комиссию общественного контроля забезопасностью движения и на общественныхавтоинспекторов. По представлениюадминистрации автотранспортногопредприятия водитель-наставник можетоформиться внештатным сотрудникоммилиции по ли­нии ГАИ.

В соответствии с«Положением о водителе-наставникеавтоколонны автотранспортногопредприятия» он имеет право: контролироватьработу водителей автотранспортногопредприятия на линии; запрещать выпускиз парка на линию и снимать с марш­рутаавтомобили, которые имеют техническиенеисправности, угрожающие безопасностидвижения, а также автомобили с неправильнооформленной путевой документацией;отстранять от управления автомобилемводителей, находящихся на рабочем местев нетрезвом или болезненном состоянии,а также плохо отдохнувших; проверятьзнание водителями правил движения;ходатайствовать перед руководствомавтотранспортного предпри­ятия олишении премий водителей, совершившихДТП, допустивших нарушения правилдвижения или содержащих автомобили вплохом техническом состоянии, а такжео поощрении водите­лей, продолжительноевремя работающих без ДТП и нарушенийправил дорожного движения.

Водителям-наставникамотводится важная роль в улучшениивоспитательной работы и укреплениитрудовой дисциплины води­телейавтотранспортного предприятия. Дляприобретения необходимых навыков изнаний водители-наставники проходятподготовку по учебному плану и программев учебных комбинатах и автомобильныхшколах с отрывом от производства.

Обучение водителей-наставников носитпроизводственный характер и должноотвечать требованиям и условиям работыавтомобильно­го транспорта. Особоевнимание при обучении уделяют повыше­ниюмастерства вождения транспортныхсредств, культуре и безопасностиперевозок.

После окончания обученияводители-наставники сдают зачеты и имвыдают свидетельства, дающие пра­воработать в автотранспортном предприятиина должности во­дителя-наставникаавтомобильного транспорта.

Водители-настав­ники ведут журналучета нарушений водителями колонныправил движения, по результатам которогопринимается решение о необходимостииндивидуальной проверки того или другоговоди­теля на правильность вожденияавтомобиля непосредственно на линии.

В этом случае водитель-наставникпериодически выезжает вместе с проверяемымводителем на линию, фотографируетрабочий день его по соблюдению правилдвижения и применению безопасных приемовуправления, объясняет допускаемыеошибки в конкретной дорожно-уличнойобстановке и в заключение дает оценкумастерству вождения автомобиля.

Этаоценка является основанием для принятиярешения о дополнительном изученииправил движения водителями, которыенарушают их из-за незнания или неправильногопонимания. Очень важно, что в результатетакой работы водитель-наставник узнаетособенности каждого водителя колонныпо безопасному вождению автомоби­ля.Это позволяет проводить инструктажи,беседы и замечания с водителями болеенаправленно и целеустремленно.

Водители, впервыеназначаемые для работы на автобусахили легковых автомобилях-такси, послеспециальной подготовки (в объеме 80 чдля водителей автобусов и 60 ч дляводителей легковых автомобилей-такси)должны проходить стажировку наавтотранспортном предприятии. Стажировкуна пассажирских автотранспортныхпредприятиях (для водителей автобусов)проводят в течение восьми дней.

Из нихдва дня отводят для рабо­ты по перегонуавтобусов на внутрипарковых зонах ишесть дней — для работы на линии подруководством водителя-наставника (изкоторых один день — для вожденияавтобусов без пассажиров по маршрутами пять дней — для вождения автобуса спассажирами по маршрутам и расписаниюдвижения).

Автобусы, на которых проводятстажировку, оборудуют двойным управлением.

Стажировка дляводителей автомобилей-такси проводитсяв течение трех дней, из которых одиндень предусмотрен для вожденияавтомобиля-такси без пассажиров подруководством водителя-наставника и двадня—с пассажирами. По окончаниистажировки водитель-наставник обобщаетвсе замечания по вожде­нию автомобиля,вносит их в листок прохождения стажированияи подписывает его, подтверждая этимработу водителя в качестве стажера.

Цель стажирования— подготовить водителей к самостоятельнойработе, повысить безопасность движенияи культуру перевозки пассажиров.Стажирование должно носить практический,производственный характер и отвечатьтребованиям и условиям работыавтотранспортного предприятия. Втаксомоторных предприятиях передстажированием водителей практикуютконтрольную поездку с ними.

Онапродолжается в течение часа и заключаетсяв том, что кандидату называют любойадрес, главным образом вокзал илигостиницу, куда он должен проехатькратчайшим путем. В контрольную поездкувключаются маневрирование, позволяющееоценить водительское мастерство ипрактические навыки.

По результатамконтрольной поездки водитель наставникдает о водителе отзыв, в которомотражается:

качество выполненияосновных приемов вождения автомобиля(посадка на рабочем месте, трогание сместа на горизонтальном участке и наподъеме, переключение передач, применениеразличных способов и приемов торможения);

техника выполнениянаиболее часто применяющихся на практикеманевров автомобиля (разворот длядвижения в обратном направлении наперекрестке и на перегоне, движениезадним ходом, поворот направо и налево,обгон, объезд, въезд в ворота . и выездиз них, перестроение в рядах, остановкаи стоянка);

насколько своевременнои правильно оценивает поведение другихучастников движения, как ориентируетсяв обстановке движения и ее измененияхв целом, как выполняет требованиядорожных знаков и указателей, как следитза состоянием дорожного покрытия.

Контрольная поездкадает представление о кандидате дляработы в таксомоторном предприятии.Если он показал уверенное вождениеавтомобиля, твердые знания правилдорожного движения, то с ним проводятстажировку.

На каждый день стажировкиразрабатывают и утверждают методическиекарты (программы), в которых указываютмаршрут поездки, какие вопросы следуетводителю-наставнику отработать состажером в данный день, на что обратитьособое внимание.

Перед началом стажировки,в процессе и после окончания ее водитель- наставник проводит вводный, текущийи заключительный инструктажи.

Вводный инструктажон проводит в начале каждого днястажировки.

Водитель-наставник объясняетцель, содержание, методы и правилавыполнения отдельных приемов безопасноговождения легкового автомобиля-такси ипри необходимости демонстрируетотдельные приемы вождения на автомобиле.Опыт работы показывает, что чем лучшепроведен вводный инструктаж, тем меньшевремени затрачивается на текущий изаключительный инструктажи.

Текущий инструктажводитель-наставник проводит во времядвижения. Он состоят из краткихнаправляющих указаний и замечаний. Принеобходимости замечания даются послеполной остановки автомобиля.

Оченьважно в самом начале исправить ошибкустажера, потому что в результатемногократных повторений она можетукорениться и превратиться в навык,который впоследствии очень трудноисправить. Замечания и указания делаютсяспокойно.

Такое поведение водителя-наставникадаже в сложной и опасной дорожнойобстановке ободряюще действует настажера.

Заключительныйинструктаж проводится в конце каждогодня стажировки. Водитель-наставникуказывает стажеру на допущенные имошибки и способы их исправления, объявляетоценку за технику вождения, безопасностьдвижения и знание города.

Во время стажировкидолжны поощряться разумная инициа­тивастажера, развиваться его находчивостьи творческие способности.

По окончаниистажирования при положительной оценкево­дителя-наставника стажер переходитв автоколонну для самостоятельнойработы. При назначении водителем автобусаон работает на одном маршруте (желательнона том, где проводи­лась стажировка)не менее одного месяца.

Как в этот период,так и в последующие периоды водитель-наставникдолжен проводить квалифицированноенаблюдение за итогами профессиональнойдеятельности бывшего стажера не менеечем в течение одного года. Если стажерне сумел усвоить все вопросы, предусмотренныепрограммой стажирования, ему даетсядополнительно два-три дня для отработки.

Если и после этого он получитнеудовлетворительную оценкуводителя-наставника, то к само­стоятельнойработе на автомобиле такой стажер недопускается.

Для дальнейшегосовершенствования работы по профилактикеДТП целесообразно расширять функцииводителей-наставников и приближать ихдеятельность к деятельностиинструкторов-наставников.

Этопредусматривает дополнительноевыполнение следующих операций: занятияс водителями на тренажерах и настендах-тренажерах; отработка навыковуправления автомобилем в аварийныхситуациях на учебно-тренировочныхавтодромах и при сложных дорожно-климатическихусловиях; тренировка и подготовкаводителей к участию в спортивныхсоревнованиях по мастерству вожденияавтомобилей; занятия с водителями припереводе их с одной марки автомобиляна другую; занятия по вождению автомобиляв ночное время; специализация водителейпо управлению автомобилями большойгрузоподъемности и автопоездами-проведение паспортизации автобусныхмаршрутов на предмет установленияскоростных режимов движения при помощитехнических средств (тахографов,скоростемеров) и ряд других операций.

Источник: https://studfiles.net/preview/4313883/page:5/

Обучение водителей-наставников на право стажирования водителей транспортных средств

Водитель наставник должен быть обучен

Умения и навыки.

Основной задачей проведения стажировки является обеспечение профессиональной надёжности водительского состава и повышение мастерства путём адаптации водителя к условиям работы на конкретном маршруте и конкретной марке автомобиля, а также закрепление и совершенствование их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

Стажировка должна быть проведена в следующих случаях:

  • при приеме на работу после окончания обучения;
  • при приеме на работу на новое предприятие (независимо от имеющихся категорий, стажа на предыдущем месте работы и т.п.);
  • при перерыве в работе в качестве водителя более 12 месяцев;
  • при переводе на новый тип ТС или новый маршрут движения;
  • при переводе для работы на горных маршрутах движения.

Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещён.

Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, и на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

Стажирование должно осуществляться под руководством опытных водителей-наставников.

Водитель-стажёр закрепляется за водителем-наставником на весь срок стажировки.

Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей транспортных средств, имеющих стаж работы на автобусах не менее пяти лет, шасси грузовых автомобилей не менеетрёх лет, не допустивших за указанный период нарушений Правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий по своей вине.

Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

Этапы стажировки

1. Проверка знаний Правил дорожного движения.

Данный этап стажировки включает в себя решение экзаменационных билетов. Контроль знаний ПДД проводится у вновь принимаемых водителей, после окончания автошкол, при переводе с другого предприятия, при перерыве в водительской деятельности более одного года.

Водители, прошедшие проверку знаний по ПДД с неудовлетворительной оценкой (при наличии более двух ошибок из двадцати экзаменационных вопросов) к стажировке не допускаются.

После чего, в течение двух дней водители производят самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД.

После повторной проверки знаний по ПДД водители, не сдавшие экзамен, отстраняются от работы и в течение пяти дней осуществляют самостоятельную подготовку к проверке знаний ПДД. После третьей попытки водители, не сдавшие экзамен, к работе не допускаются.

Водители, прошедшие проверку знаний ПДД с удовлетворительной оценкой (при наличии двух и менее ошибок) допускаются к дальнейшему прохождению стажировки.

При этом оформляется стажировочный лист, в котором отражаются результаты проверки знаний по ПДД за подписью начальника службы БД.

Выписанный стажировочный лист регистрируется в Журнале учета выдачи стажировочных листов (также возможно ведение данного учета в компьютерной программе, например типа 1С: Управление АТП)

2. Работа на внутрипарковых зонах. Данный этап стажировки включает в себя:

  • осмотр транспортного средства;
  • проверка наличия принадлежностей, инструмента и состояния шин;
  • заправка топливом, маслом, охлаждающей жидкостью;
  • проверка исправности тормозной системы, рулевого управления, осветительных приборов;
  • запуск двигателя, трогание автомобиля с места на горизонтальном участке и на подъёме;
  • движение задним ходом и разворот;
  • торможение и остановка на различных скоростных режимах движения;
  • изучение порядка движения транспортных средств по территории предприятия;
  • соблюдение требований безопасности при ремонте и техническом обслуживании транспортного средства;
  • соблюдение требований пожарной безопасности;
  • изучение плана эвакуации с территории предприятия.

3. Работа на линии. Данный этап стажировки включает в себя следующие элементы:

  • диагональная парковка автомобиля на подъёме и уклоне, разворот на ограниченном пространстве проезжей части дороги;
  • правильное расположение автомобиля на проезжей части, прохождение поворотов, изменение полосы движения, действия на перекрёстках;
  • соблюдение безопасного скоростного режима движения в различных дорожных условиях;
  • пользование зеркалами заднего вида и световыми приборами, подача звуковых и световых сигналов;
  • движение в местах возможного появления пешеходов, действия по сигналам регулировщика, выполнение требований дорожных знаков;
  • соблюдение интервала и дистанции, обгон транспортных средств;
  • встречный разъезд в тёмное время суток, действия водителя при ослеплении;
  • оформление товарно-транспортной и путевой документации;
  • особенности управления груженого автомобиля;
  • погрузка и разгрузка автомобиля;
  • крепление груза;
  • последствия перегрузки автомобиля и неравномерное распределение груза на автомобиле;
  • маневрирование на площадках погрузочно-разгрузочных работ.

4. Контрольная поездка.

Контрольная поездка выполняется с грузом или пассажирами. Во время контрольной поездки проверяется соблюдение стажером Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации транспортных средств, приёмов безаварийного управления транспортным средством, соблюдение графиков работы.

Оформление результатов стажировки.

Стажировка водителей заканчивается контрольной поездкой и собеседованием водителя-наставника с водителем-стажёром, после чего в стажировочном листе водитель-наставник отражает замечания, выявленные в ходе стажировки, если таковые имеются.

В стажировочном листе ставятся подписи водителя-наставника и водителя-стажера. После чего стажировочный лист передается в службу БД, где выносится заключение о допуске стажера к самостоятельной работе.

После чего стажировочный лист подписывается начальником (инженером) службы БД и руководителем транспортного подразделения.

В случае, если водитель-стажер по результатам стажировки и по итогам проверки знаний ПДД получил неудовлетворительную оценку, материалы направляются начальнику транспортного подразделения для принятия решения (либо о продлении стажировки, либо об отстранении от управления автомобилем, на котором работал водитель, либо о переводе на другую работу и т.п.)

Оформленный стажировочный лист направляется в отдел кадров предприятия для издания приказа о допуске водителя к самостоятельной работе.

Ответственность лиц за проведение стажировки.

  • Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на лицо, ответственное за безопасность движения на предприятии.
  • Начальник службы БД обязан периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков и контролировать работу водителей-наставников.
  • Общую ответственность за прохождение этапов стажировки водителем-стажером несёт водитель-наставник, закреплённый за ним.
  • Водитель-наставник обязан контролировать работу закреплённого за ним стажёра на всех этапах стажировки. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажёром, как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании. Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажёром предрейсового и послерейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.
  • Руководители автоколонн несут персональную ответственность за правильность и полноту проведения стажировок.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВОДИТЕЛЕ-НАСТАВНИКЕ И СТАЖИРОВКЕ ВОДИТЕЛЕЙ

1. Общие положения

1.1. Водители-наставники обеспечивают профилактику дорожно-транспортных происшествий путем повышения надежности водителей, совершенствуя их профессиональное мастерство, проводя воспитательную работу среди водительского состава.

1.2. В своей деятельности водитель-наставник руководствуется Правилами дорожного движения, настоящими руководящими документами, методической литературой по подготовке водителей, приказами и распоряжениями Минсельхозпрода Республики Беларусь, автохозяйств.

1.3. Оплата труда водителя-наставника производится по тарифным ставкам водителей, работающих на автомобилях основной для данного автохозяйства марки автомобиля с выплатой соответствующей надбавки за классность.

Кроме того, водителю-наставнику может выплачиваться премия как из фонда заработной платы, так и из фонда материального поощрения.

2. Требования к водителю-наставнику

2.1. Водителями-наставниками могут быть наиболее дисциплинированные водители 1-2 класса со стажем работы не менее 5 лет на преобладающей в этом хозяйстве марке автомобиля и имеющие склонность к воспитательной и педагогической работе.

2.2. Водитель-наставник должен иметь соответствующую медицинскую справку и проходить медицинское освидетельствование в установленные сроки.

2.3. При выезде на линию для проверки навыков вождения, стажировки водителей и других целей водитель-наставник обязан соблюдать общий порядок по предрейсовому медицинскому осмотру, техническому осмотру транспортного средства, выполнение этих же требований водителем-стажером.

2.4. При поступлении в автохозяйство новых марок транспортных средств водитель-наставник обязан пройти специальную подготовку в учебном комбинате (автошколе) по особенностям эксплуатации и навыкам вождения нового подвижного состава.

3. Основные задачи водителя-наставника

3.1. Систематическое проведение работы по повышению уровня профессионального мастерства водителей, обучению их производительным,безопасными экономическим приемам управления транспортным средством.

3.2. Участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение безаварийной работы водителей автохозяйства и укрепление транспортной дисциплины.

4. Обязанности водителя-наставника

Водитель-наставник обязан:

4.1. Периодически проверять знания Правил дорожного движения и практические навыки водителей автохозяйства.

4.2. Участвовать в проведении инструктажей водителей и ежегодных занятий по повышению уровня технических знаний и навыков вождения автомобилей.

4.3. Проводить индивидуальные занятия с водителями, допустившими нарушения ПДД.

4.4. Контролировать соблюдение Правил дорожного движения водителями автохозяйства на линии.

4.5. Проводить совместно с руководителями автохозяйства анализ причин всех ДТП и нарушений правил движения, совершенных водителями, и использовать его в своей практической работе.

4.6. Оформлять необходимую учетно-отчетную документацию и вести ежегодный учет выполняемых работ в рабочем дневнике водителя-наставника.

5. Права и ответственность водителя-наставника

5.1. Водитель-наставник имеет право:

5.1.1. Запретить выпуск на линию и снимать с линии автомобили, которые имеют неисправности, угрожающие безопасности движения.

5.1.2. Принимать меры по отстранению от управления автомобилем водителей, находящихся в нетрезвом, болезненном или утомленном состоянии.

5.1.3. Проверять у водителей автохозяйства наличия удостоверения на право управления автомобилем.

5.1.4. Ходатайствовать перед руководством автохозяйства о лишении всех видов поощрений водителей, совершивших ДТП, допустивших нарушение ПДД или содержащих автомобили в неудовлетворительном техническом состоянии, а также о поощрении водителей, продолжительное время работающих без дорожно-транспортных происшествий и нарушения Правил дорожного движения.

5.1.5. Оформляться внештатным сотрудником милиции по линии ГАИ по представлению администрации автохозяйства.

5.2. Водитель-наставник несет ответственность за выполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению подготовленности водителей, предусмотренных настоящим Положением.

Стажировка водителей

Эффективным мероприятием по обеспечению безопасности движения, особенно в начале трудовой деятельности молодых водителей, является стажировка их под руководством опытных водителей-наставников.

При приеме водителей работать на специальных и грузовых автомобилях необходима стажировка не только для новичков, но и для любого водителя, переводимого работать на машину другой марки.

https://www.youtube.com/watch?v=tvg6FLlGY7E

Установлен порядок, согласно которому водители, впервые назначаемые на работу на специальные и грузовые автомобили, проходят специальную подготовку и стажировку по 16-часовой программе.

Цель специальной подготовки и стажировки – подготовить водителей к работе на специальных и грузовых автомобилях, а также транспортных средствах новых марок, повысить мастерство вождения, культуру и безопасность перевозок пассажиров и грузов.

Учитывая специфику предприятия, специальную подготовку проводят в автопредприятиях с привлечением для этой цели квалифицированных преподавателей автокомбинатов или инженерно-технических работников автопредприятия.

Стажировка водителей, прошедших специальную подготовку, производится под руководством опытных наставников и на тех марках автомобилей, на которых придется работать в дальнейшем.

Наставник детально проверяет навыки вождения автомобиля, показывая стажеру опасные, с точки зрения безопасности движения, места на маршрутах, знакомит с порядком осмотра автомобиля перед выездом на линию, с организацией обслуживания и ремонта его на данном предприятии.

Стажировку необходимо проводить на автомобиле, оборудованном двойными педалями сцепления и тормозами и зеркалом заднего вида для водителя-наставника.

По окончании стажировки водитель-наставник обобщает все замечания по вождению автомобиля, вносит их в листок прохождения стажировки, который передается главному инженеру и после собеседования с ним дает заключение о возможности допуска к самостоятельной работе.

Источник: https://www.cpkiot.com/price-list/curs/61-kcn-dlya-voditeley-nastavnikov-na-pravo-stazhirovaniya-voditeley-transportnyh-sredstv.html

Стажировка водителей

Водитель наставник должен быть обучен
Стажировка водителя или другого лица управляющего транспортным средством в организации, как и любого другого работника, заложена в нормативном законодательстве.

Цель стажировки — закрепление теоретических знаний, полученных на первичном инструктаже, и приобретение навыков безопасных способов работы.

По поводу стажировки водителей до сих пор есть сомнения: надо проводить или не надо, кто должен проводить, как проводить и так далее.

На все вопросы мы конечно не ответим, так как это темы отдельных соответствующих наших семинаров. Но на главный вопрос мы дадим вам ответ.

Тем более, что есть свежий нормативный документ о стажировке водителей:

  • Приказ Министерства транспорта РФ от 11 марта 2016 г. N 59 «Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
  • Внимание!У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца. А также Бонусы от нас бесплатно.
  • Подробнее…

Стажировка водителей. ЧЕМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ. Вопрос

К нам поступает очень много вопросов на тему «стажировки водителей», и мы решили ответить на этот вопрос, так как он действительно многих волнует и нет единого мнения даже у надзорных органов (со слов наших читателей):

…Добрый день! Сообщите каким документом руководствоваться при проведении стажировки водителей при обеспечении БДД: Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» или РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. «Руководящий документ о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей»…

Давайте будем опять разбираться. Прежде чем мы перейдем к свежему Приказу Минтраса № 59, оценим нормативные документы, которые звучат в вопросе, с юридической точки зрения. И как ни странно ответ лежит на поверхности.

РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 от 20 января 1986 г. не имеет официального статуса, так как не был опубликован, а значит не имеет юридической силы. Другими словами он рекомендательный, он так и называется «Руководящий документ». Вы им можете (а не обязаны) руководствоваться, так как он не противоречит статье 20 ФЗ-196 «О БДД».

Также процитируем один абзац из этого Положения:

…Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР…

Заметим, что про легковые автомобили здесь ничего нет, как нет уже и Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Очень спорный документ, но руководствоваться им все-таки можно при составлении Программы стажировки водителей.

Теперь Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29. Этот документ имеет официальный статус, был зарегистрирован в Минюсте и опубликован. А значит его никак нельзя игнорировать. Он обязателен. В том чисел и в части стажировки водителя, как вновь принятого работника.

Но! В Постановлении Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 № 1/29 есть только единственная скупая фраза про стажировку:

…Работодатель (или уполномоченное им лицо) обеспечивает обучение лиц, принимаемых на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов…

И все. Что будем делать друзья?

  • К сведению!Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 100 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
  • Подробнее…

Стажировка нужна и точка

Вот теперь давайте обратимся к Приказу Минтранса №59.

Данный документ устанавливает Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Из своего названия он обращен ко всем организациям, которые эксплуатируют транспортные средства независимо от того какую деятельность ведет сама организация. Цитирую:

…Настоящий Порядок распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств…

Простыми словами, неважно является ваша организация транспортной компанией или в вашей организации всего один служебный автомобиль которым управляет менеджер. Этот порядок един для всех.

Настоящий Порядок устанавливает правила прохождения профессионального отбора работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта, и их профессионального обучения.

Не буду расшифровывать весь документ (это отдельная тема). Обращусь только к цитатам в части стажировки водителей:

…13. Водители, впервые принимаемые на работу на такую должность или имевшие перерыв в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года, а также переведенные при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой, допускаются к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортными средствами, после прохождения у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося их работодателем, стажировки. Количество часов стажировки устанавливается работодателем.

14. При стажировке юридические лица и индивидуальные предприниматели проводят дополнительную проверку знаний и умений водителей на соответствие Квалификационным требованиям.

15. Стажировка водителей проводится на транспортном(ых) средстве(ах) того типа и модели, на том(тех) маршруте(ах) (при их наличии), на котором(ых) он будет в дальнейшем самостоятельно работать.

16. Стажировка водителей проводится под руководством водителя-наставника.

Водитель-наставник назначается из водителей, в том числе привлекаемых юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем:не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);

имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

17. Работодатели ведут документальный учет всех проведенных стажировок каждого водителя.

18.

Прохождение стажировки подтверждается стажировочным листом, содержащим следующие сведения:— номер стажировочного листа;— фамилия, имя и отчество (при наличии) водителя;— сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;— фамилия, имя, отчество (при наличии) водителя-наставника;— дата и время прохождения, количество часов стажировки;— замечания водителя-наставника по работе водителя-стажера;

— заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.

19. Оформленные стажировочные листы должны храниться у юридического лица или индивидуального предпринимателя не менее пяти лет.

20. Стажировка водителей включает инструктаж и практику…

И самое интересное обозначено в пункте 5. Согласно этого пункта, под водителем понимается лицо, принимаемое на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, трудовые функции которого непосредственно связаны с управлением транспортным средством.

Это значит, что речь идет не о штатном водителе, а о любом работнике, который будет управлять служебным автомобилем: специалист, юрист, менеджер, начальник, инженер, руководитель, директор и т.д.

Потому что управление служебным автомобилем — это работа по профессии водитель.

  • К сведению!Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
  • Подробнее…

Источник: http://trans-co.ru/?p=4495

Подготовка водителей-наставников автомобильного транспорта

Водитель наставник должен быть обучен

Как показывает практика, водители-наставники в сфере автотранспорта выполняют весьма важную функцию. Их деятельность улучшает профилактическую работу, затрагивающую безопасность движения автомобилей на дорогах, укрепляет трудовую дисциплину, предупреждает дорожно-транспортные происшествия.

Кто может занять должность водителя-наставника?

Назначение водителей-наставников осуществляется, согласно приказу руководства автотранспортной организации. На получение столь важной, хорошо оплачиваемой должности могут претендовать лишь лучшие, опытные шофёры (I, II класс) с высокими показателями производительности труда, безукоризненным послужным списком (баз аварий, нарушений трудовой дисциплины).

Кандидаты не имеют права допускать нарушения пдд (3 последних года). Они должны владеть педагогическими способностями в области воспитания, обучения шофёров.

Помимо того, водитель наставник должен пройти подготовку в учебном центре с государственной аккредитацией.

После успешной аттестации он становится обладателем удостоверения водителя наставника образец которого можно увидеть в Интернете на сайтах специализированных учебных комбинатов, автошкол с соответствующей лицензией.

Подготовка водителей-наставников регламентируется законом!

В наше время проведение подготовки каждого водителя-наставника проводится в соответствии со специально разработанными государством документами (Руководящий документ РД–200-РСФСР–1–0071–86–12; Положение о повышении проф.мастерства и стажировке водителей, датированное 20.01.1986 годом).

Данными документами руководству каждого предприятия, специализирующегося на грузопассажирских перевозках, вменяется в обязанность включение в штат профильных специалистов — водителей наставников. Такие сотрудники должны эффективно готовить, обучать новые кадры для своей организации. У утверждённого в должности водителя наставника удостоверение должно быть обязательно.

Обязанности квалифицированного специалиста

Квалифицированный специалист помогает шофёрам осваивать новые маршруты, конкретные транспортные средства с закреплением, повышением профессиональных знаний и навыков.

Это положительно сказывается на улучшении безопасного вождения, соблюдении пдд, культуры пассажирских, грузовых перевозок.

Стажёром под руководством наставника производится заполнение ласта стажировки, являющегося основанием для работы по определённому маршруту, управления конкретным автомобилем.

Следует учесть, что отсутствующая стажировка под контролем водителя-наставника становится причиной отказа в допуске шофёра к самостоятельным рабочим поездкам. Нарушение данного требования чревато наложением штрафных санкций.

Чтобы стажёр получил право выполнения профессиональных обязанностей, организацией должен быть оформлен соответствующий приказ.

Основанием для приказа становится письменное заключение, поданное водителем-наставником, техническим руководителем компании.

Обучение водителей-наставников в Центре «Краснодарский»

Межотраслевой Учебный Центр «Краснодарский» является владельцем государственной лицензии, дающей право на организацию курсов для водителей-наставников. Центр «Краснодарский» предлагает шофёрам с опытом, претендующим на получение должности водителя-наставника, пройти обучение по специальной программе.

Учебная программа нацелена на решение важных задач:

  • изучение опытными водителями — сотрудниками автотранспортных предприятий нормативных, правовых документов, регламентирующих безопасность движения на дорогах;
  • ознакомление с теоретическими навыками, практическими основами, нормами стажировки неопытных шофёров;
  • получение информации о требованиях, касающихся технического состояния транспорта предприятия, выпускаемого по установленным маршрутам;
  • знакомство с психофизическими основами работы шофёров, нюансами управления транспортом в разных ситуациях, условиях;
  • приобретение знаний в области педагогики, которые окажутся полезными при работе с водителями, определении их профпригодности в совокупности со способностями обеспечить безопасную эксплуатацию транспорта.

Работа опытного водителя-наставника ценится очень высоко

Успешное прохождение обучающих курсов, получение квалификационного удостоверения, протокола о проверке знаний дадут возможность каждому слушателю выполнять важную работу на родном предприятии в течение 5 лет. Чтобы продлить удостоверение, придётся пройти повторную аттестацию в Центре «Краснодарский».

Грамотный водитель-наставник с удостоверением будет ответственно выполнять свои обязанности. Благодаря его стараниям, вновь принятые на работу шофёры смогут быстро адаптироваться к новым условиям трудовой деятельности.

Хороший водитель-наставник высоко ценится руководством, получает солидную зарплату, пользуется уважением коллектива предприятия.

Водительский персонал, подготовленный высококвалифицированным специалистом, продемонстрирует во время самостоятельных поездок высокую культуру вождения, следование пдд, обеспечение безопасности на дорогах в самых сложных условиях.

Это положительно скажется на имидже автотранспортного предприятия, станет залогом растущего доверия со стороны клиентской аудитории, многочисленных партнёров.

Программа составлена на основании требований: приказа Министерства транспорта РФ от 11.03.

2016 №59 «Об утверждении Порядка прохожденияпрофессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу,непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городскогоназемного электрического транспорта»; РД-200-РСФСР-12-0071-86-12 «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировкеводителей» (утв. Министерством автомобильного транспорта РСФСР 20 января 1986 г.)

Программа предназначена для подготовки водителей-наставников, проводящих стажировки водителей в

организации.

Группы комплектуются из водителей:

 не совершивших за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине; имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (пристажировке на легковом такси или грузовом автомобиле); имеющих стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при

стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).

Продолжительность программы 24 часа, в том числе: теоретическое обучение – 23 часа; итоговая аттестация – 1 час.

Выдаваемые документы:«Удостоверение о прохождении обучения по программе «Подготовка водителей-наставников

автомобильного транспорта»

Источник: http://muc-krasnodar.ru/obuchenie_voditeleiy_nastavnikov

ПраваГуру
Добавить комментарий