Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

Как подтвердить должную осмотрительность по новым правилам

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

Всем налогоплательщикам, прежде чем заключить договор нужно проверить контрагента на добросовестность. С 19 августа 2017 года вступила в силу статья 54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде (Федеральный закон от 18.07.17 № 163‑ФЗ). Расскажем, как проявить должную осмотрительность в выборе контрагента по новым правилам Налогового кодекса.

В статье 54.1 НК РФ указаны ситуации, когда налогоплательщик не вправе получить вычет НДС и учесть расходы по сделкам. Налоговую базу уменьшать умышлено запрещено. Также организации не вправе отражать операции в налоговом учете, которых в действительности не было.

К примеру, если компания заключила договор с недобросовестным подрядчиком, а он в свою очередь выполнил только часть работ, ревизоры вправе снять вычеты НДС с фиктивной части работ. Активы, которые компания приобрела в рамках фиктивной сделки, она не вправе включить в расходы.

Кроме этого, в налоговом кодексе установлены следующие критерии добросовестности:  целью сделки не может быть уклонение от уплаты налогов, а обязательства указанные в договоре контрагент должен выполнить (п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Поправки в законодательстве исключит споры с контролерами, если:

  • контрагент нарушил налоговое законодательство;
  • документы от  имени контрагента подписало неуполномоченное лицо;
  • сделку можно было заключить с иным лицом.

Такие обстоятельства нельзя считать самостоятельным основанием для признания расходов и вычетов неправомерными. До того как в НК РФ внесли поправки,  предусматривался повышенный штраф в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога за деяния, совершенные умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

После того как появилась статья 54. 1 НК РФ налоговые риски для налогоплательщиков, которые не удостоверились в добросовестности своих контрагентов, возросли. Однако снижается и вероятность негативных последствий для компаний, которые проводят мероприятия по проверке поставщиков и подрядчиков.

Убедиться, что у контрагента нет явных признаков недобросовестности, может любая организация. Информация доступна на сайте nalog.ru в разделе «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». Также можно использовать сведения из различных баз данных для проверки контрагентов, например 1cont.ru, СПАРК и др.

Однако, чтобы защититься от возможных претензий налоговиков этой информации недостаточно. Ведь информация в сервисах по проверке контрагентов появляется с опозданием. Это, например, бухгалтерская отчетности или сведения о:

  • налоговой задолженности;
  • своевременности представления отчетности;
  • ликвидации контрагента.

Из-за этого подтверждение, что на момент заключения сделки у контрагента не было сомнительных признаков, станет веским аргументом в пользу компании.

Чтобы усилить налоговую безопасность компании целесообразно разработать и утвердить форму заявления, которая гарантирует добросовестность контрагента на момент заключения договора. Будет не лишним, если такое заявление представит каждый контрагент.

В каком виде составить документ. Утвержденной  формы заявления, которая гарантирует добросовестность контрагента, нет. Поэтому компания вправе разработать форму заявления самостоятельно.

Что обязательно должно быть в документе. Заявление о добросовестности контрагента  должно содержать:

  • наименование контрагента, с которым компания планирует заключить договор;
  • ИНН, КПП и ОГРН контрагента;
  • адрес местонахождения контрагента;
  • сведения о видах деятельности контрагента;
  • сведения о руководстве и собственниках контрагента.

Также в заявлении контрагент должен гарантировать, что для исполнения обязательств по договору у него есть все необходимые материальные и трудовые ресурсы. Если контрагент выступает посредником или привлекает субподрядчиков (соисполнителей), то эту информацию также стоит отразить в заявлении.

В заявлении стоит указать наименование и реквизиты субподрядчиков. Важно зафиксировать причины, по которым контрагент привлекает помощников. Например, недостаток производственных мощностей или отсутствие квалифицированного персонала.

Кроме этого, контрагент должен гарантировать, что:

  • уплачивает налоги и сборы;
  • сдает отчетность;
  • не находится в процессе ликвидации;
  • представит компании первичные документы по сделкам;
  • отразит все операции в отчетности;
  • будет представлять документы по запросу налоговиков.

Какие риски учесть дополнительно. Организации целесообразно разработать положение о проверке добросовестности контрагентов. Дополнением к общему регламенту будет заявление, гарантирующее добросовестность контрагентов.

В положении нужно детализировать процедуру проверки контрагентов. Кроме этого, необходимо зафиксировать общедоступные источники, из которых организация  будет брать сведения. Это сервисы на сайте nalog.

ru, справочные базы данных, отраслевые справочники (например, автоматизированная система учета древесины и сделок с ней — lesegais.ru).

Также в положении надо прописать, что все контрагенты должны представлять компании копии устава, учредительных документов и т. д.

Если контрагент чтобы выполнить обязательства по договору привлекает субподрядчиков, нужно запросить гарантии того, что он проверит их добросовестность. Будет не лишним, если контрагент запросит аналогичные заявления, гарантирующие добросовестность, у своих поставщиков и подрядчиков.

Фрагмент заявления о добросовестности, позволяющего обойти нормы кодекса о необоснованной выгоде

Источник: http://www.nalogplan.ru/article/4132-kak-podtverdit-doljnuyu-osmotritelnost-po-novym-pravilam

Как доказать свою добросовестность, если ИФНС посчитала контрагента однодневкой | Контур.НДС+

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

Что делать, если налоговая инспекция подозревает вашего контрагента в недобросовестности? Например, его могут посчитать однодневкой из-за отсутствия активов и персонала, регистрации по массовому адресу и транзита денежных средств через его счета. Сделки, которые компания проводила с таким контрагентом, могут посчитать нереальными, а ее саму обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды. Результатом станут доначисления, пени и штрафы.

Если это произошло, и ваш бизнес пострадал из-за ненадежного контрагента, есть возможность отстоять свою правоту в суде. В этой статье рассмотрим, с помощью каких доводов и документов налогоплательщикам в последнее время удавалось убедить суд в том, что сделки с подозрительными партнерами носили реальный характер.

Больше документов, хороших и разных

Когда речь идет о реальности сделки и добросовестности контрагента, целесообразно представить суду как можно больше различных документов, подтверждающих это.

В ход могут пойти счета-фактуры, договоры и прочие документы, подтверждающие взаимоотношения спорного контрагента с его другими партнерами по бизнесу.

Именно такой подход выбрала компания из Северо-Кавказского ФО, пытаясь доказать, что сделка на самом деле была проведена. Помимо обычных документов, которые подтверждали отношения между ним и ненадежным (по мнению ИФНС) контрагентом — договоров, счетов-фактур, товарных накладных — в суд были представлены бумаги, подтверждающие перевозку товара:

  • счет на оплату услуг перевозчика;
  • акт оказанных услуг;
  • счет-фактура;
  • распечатки из 1С рекламации по поводу брака;
  • фотографии бракованного товара и другое.

В данном случае суд также  расценил, что компания проявила должную степень осмотрительности — это подтверждалось отчетом о предварительной проверке поставщика на основе различных ресурсов Налоговой службы. В итоге суд посчитал, что компания и спорный контрагент провели реальные сделки, поскольку ИФНС не доказала обратного (постановление АС Северо-Кавказского округа от 20.03.2018 года по делу №А53-25393/201).

Похожий подход применила компания из Москвы, однако она пошла еще дальше. К суду были приобщены сведения в виде ведомостей, в которых налогоплательщик отразил покупку строительных материалов у разных поставщиков.

Среди них был и тот, относительно добросовестности которого у налоговой инспекции возникло сомнение.

К таблице были приложены первичные документы — договоры, счета-фактуры, акты, справки, накладные и прочие, которые подтверждали содержащиеся в ведомости сведения.

Тем самым налогоплательщик продемонстрировал суду, что приобретал строительные материалы как у спорного контрагента, так и у множества других. И эти материалы использовались в строительных работах, которые компания осуществляла для заказчиков (постановление АС Московского округа от 16.02.2018 года по делу №А40-249120/2016).

Итак, не стоит останавливаться на стандартном наборе документов, пытаясь доказать реальность сделки или другие обстоятельства, из-за которых ИФНС начисляет налоги и штрафы. Тем более что судебная практика показывает — сами налоговики, пытаясь доказать свою правоту, привлекают всевозможные доказательства.

Например, доказывая нереальность факта перевозки товара, они могут предоставить сведения от оператора мобильной связи о том, что аппарат водителя не покидал домашнего региона, а также данные с видеокамер наружного наблюдения и из журналов пропуска о том, что он на территорию покупателя не въезжал.

Доказательства реальности поставщика

Если ИФНС настаивает на том, что контрагент существует лишь на бумаге, нужно убедить суд в обратном. В качестве доводов можно привести показания других его партнеров по бизнесу. Естественно, это не отменяет необходимости представить все документы, в том числе и такие, о которых сказано выше.

Примером может служить постановление АС Уральского округа №Ф09-260/18 от 19.03.2018 года по делу № А76-32147/2016. В этом споре налогоплательщику удалось доказать, что он произвел налоговый вычет обосновано. Подтверждая реальное существование и ведение деятельности спорными контрагентами, налогоплательщик указал следующие:

  • все сделки были отражены в налоговом и бухгалтерском учете;
  • товары, которые закуплены у спорных поставщиков, были использованы в хозяйственной деятельности компании;
  • сами эти контрагенты ведут реальную деятельность, о чем говорят заключенные ими договоры на транспортировку топлива, их исполнение и оплата;
  • ИП, с которыми указанные в предыдущем пункте договоры были заключены, подтвердили то, что осуществляли перевозку топлива.

Налоговая же настаивал на том, что спорными контрагентами руководили номинальные лица, а суммы НДС в сделках с ними не отражались в счетах-фактурах. Кроме того, документы от этих компаний были подписаны неустановленными лицами, а сами компании не находились по адресам регистрации.

По мнению арбитров, представители ИФНС не смогли убедительно доказать свои предположения, как и того, что компания и контрагент действовали в сговоре и осуществляли номинальные сделки, имея целью получить необоснованную налоговую выгоду.

Другой пример — постановление АС Северо-Западного округа от 08.02.2018 года по делу № А13-12372/2016. В этом деле компания заключила договор с перевозчиком через посредников.

Это стало причиной внимания со стороны ИФНС — проверяющие посчитали посредников звеном номинальным. Исход дела решил предприниматель, который в итоге осуществлял перевозку в интересах налогоплательщика.

Он рассказал о подробностях сделки и убедил суд в том, что посредники не были номиналами.

Чтобы подтвердить реальность деятельности контрагента, можно использовать самую разную информацию. Например, сведения из интернета и СМИ. Помимо сайта организации, можно использовать отраслевые и региональные ресурсы, каталоги, справочники и так далее. Хорошим подспорьем станут отзывы покупателей или клиентов, особенно если они оставлены в разные годы.

Учет ранее вынесенных решений суда

В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 13.02.2018 года по делу № А53-32464/2016 в качестве доказательства надежности контрагента выступило другое судебное решение. Проверяя налогоплательщика, ИФНС углядела в его сделках связи с однодневками.

Однако сгоряча к разряду таковых проверяющие отнесли вполне добропорядочных партнеров организации. Подтверждая их надежность, компания представила доказательства своего долгосрочного с ними сотрудничества.

Кроме того, их добросовестность ранее уже была подтверждена судом в других разбирательствах.

Похожая ситуация сложилась и в другом деле, в отношении которого вынесено постановление АС Поволжского округа №Ф06-30805/2018 от 03.04.2018 года по делу №А12-17016/2017.

Доказательство реальной потребности в товарах и услугах

Иногда налогоплательщики придерживаются такой тактики: доказывают, что сделка была, поскольку закупленные товары были ей нужны для осуществления деятельности.

И главное — показывают, что эти товары действительно использовались для дела: были реализованы или пошли в производство.

Причем в качестве доказательства целесообразно представить не только документы, но и показания сотрудников — как собственных, так и контрагента, поставившего спорные точки зрения ИФНС товары.

Приведем пример — постановление АС Поволжского округа №Ф06-28668/2017 от 13.02.2018 года по делу № А12-10631/2017. ИФНС подозревала компанию в приобретении продуктов у недобросовестных поставщиков. Однако налогоплательщику удалось доказать, что приобретенный товар — овощи и фрукты — были поставлены в торговые сети.

Были выборочно проверены товарные накладные и фрагментарные карточки счета по спорным поставщикам. В итоге выяснилось, что в сети были поставлены именно те продукты, покупка которых вызвала у ИФНС сомнения.

Дополнительным доказательством реальности поставки послужил тот факт, что налогоплательщик арендовал специальные помещения для хранения приобретенных овощей и фруктов.

Налоговая приводила стандартные аргументы — отсутствие у поставщиков имущества, транспорта, сотрудников и их нахождение не по адресу регистрации. Суд указал, что все это не говорит о нереальности контрагентов и сделок, и встал на сторону налогоплательщика.

Помощь поставщика спорного контрагента

Хорошо, если удастся привлечь к разбирательству организацию или ИП, которые осуществляли поставку спорному контрагенту товаров, впоследствии попавших к налогоплательщику. В судебной практике последнего времени есть пример, как это смогло перевесить чашу весов на сторону компании (постановление АС Уральского округа №Ф09-197/18 от 15.02.2018 года по делу №А76-31970/201).

ИФНС обвинила налогоплательщика в работе с лишним посредником. Однако поставщик этого посредника рассказал суду, что он является их региональным представителем и работает добросовестно. Факт сотрудничества подтверждался договорами об организации поставок и дилерским соглашением. В итоге суд признал решение ИФНС недействительным.

Лучшая защита — нападение

ИФНС убеждена в том, что компания сотрудничает с однодневками. Налогоплательщик решается на неожиданный ход  — вместо того, чтобы отпираться, сам нападает на налоговый орган и указывает на его недоработки. Такая тактика была применена в ходе разбирательства по делу  №А71-2901/2017, по которому АС Уральского округа вынес постановление № Ф09-66/18 от 08.02.2018 года.

Налогоплательщик настаивал: ИФНС не приняла во внимание, что Налоговый кодекс не ставит право на применение вычета НДС в зависимость от действий контрагента. Он указал на следующее:

  1. То что контрагент нарушил свои налоговые обязательства, не подтверждает получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
  2. Заявляя свое право на вычет, налогоплательщик не должен представлять документы, подтверждающие фактическую уплату налога всей цепочкой поставщиков.
  3. Налоговый орган не доказал, что спорные контрагенты не включили в базу по НДС выручку, полученную от налогоплательщика.
  4. ИФНС не доказала, что налогоплательщик и его контрагент действовали в сговоре с целью получить необоснованную налоговую выгоду.

Суд признал правоту компании и отметил, что ИФНС не смогла доказать его недобросовестность.

Доказать проявление должной осмотрительности

Если налогоплательщик серьезно подходит к выбору подрядчиков и поставщиков, это всегда ему на руку — суды принимают во внимание проявление должной осмотрительности.

В следующем примере из судебной практики (постановление АС Уральского округа №Ф09-8685/17 от 08.02.2018 года по делу №А60-9439/2017) компания искала подрядчиков для ремонта торгового центра. Был объявлен открытый конкурс, рассмотрены заявки и выбран победитель, который впоследствии показался ИФНС номинальным. Ремонт он выполнял не сам, а привлек для этого субподрядчиков.

Налоговики указывали на то, что у субподрядчиков отсутствовали квалифицированные кадры, техника и прочее мощности для проведения ремонтных работ. Суд установил, что это не имеет правового значения, поскольку ИФНС не доказала, что налогоплательщик об этом знал.

К выводу о том, что подрядчик является номинальной организацией, инспекция пришла на основании показаний руководителя, который отрицал какое-либо причастие к деятельности этой компании.

Однако документально подтвердить этот факт ИФНС не смогла.

Также не были приняты во внимание бездоказательные доводы инспекции о том, что компания-контрагент обналичивала денежные средства либо осуществляла их транзит.

А вот налогоплательщик смог доказать, что работы реально были проведены. На помощь пришли охранники и прочие сотрудники Торгового центра, которые письменно подтвердили проведение ремонта.

Забыть события трехлетней давности не грех

Надо признаться, выглядит довольно странно, когда сотрудники компании слово в слово повторяют обстоятельства, имевшие место 2-3 года назад. Подспудно возникает мысль, что дело тут вовсе не прекрасной памяти, а в тщательной подготовке.

Между тем суды признают: забыть обстоятельства, которые произошли 3 года назад, вполне нормально. Примером может служить постановление АС Уральского округа №Ф09-1549/18 от 03.04.

2018 года по делу №А76-18751/2016. В нем судьи сослались на то, что с момента сделки прошло более 3 лет, поэтому участники и путаются в показаниях.

Арбитры решили, что это не говорит о нереальности сделки.

О применении статьи 54.1 нк рф

Многие налогоплательщики уповают на статью 54.1 НК РФ. Но не стоит забывать, что она распространяется на правоотношения, возникшие после 19 августа 2017 года.

Правда, иногда суды этот момент упускают и применяют эту норму закона в делах, относящихся к более ранним периодам, что играет на руку налогоплательщикам. Но не стоит на это рассчитывать, собираясь в суд.

Пример тому — постановление АС Уральского округа №Ф09-8934/17 от 17.02.2018 года по делу №А50-11339/2017.

Лучший способ — тщательно выбрать контрагента

Источник: https://kontursverka.ru/stati/kak-dokazat-svoyu-dobrosovestnost-esli-ifns-poschitala-kontragenta-odnodnevkoj

Кто в ответе за недобросовестного контрагента?

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

Обвинение налогоплательщика в отсутствии должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента – это одна из самых частых претензий, предъявляемых налоговиками.

Чтобы признать ваши расходы по сделке документально неподтвержденными, налоговым органам достаточно заподозрить вашего партнера в недобросовестности.

Для избежания таких проблем надо еще до подписания документов убедиться в юридической чистоте стороны по договору.

Контрагент – это ваш партнер по сделкам (от латинского «contrahens», т.е. договаривающийся). Им является любая организация или физическое лицо, с которым вы вступили в договорные отношения. Точно так же и вы сами будете являться контрагентом для своего партнера по договору.

Зачем проверять контрагента?

Обязанность проверять контрагента нигде в законе прямо не установлена. Все дело в постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 г. N 53. В этом документе приводятся критерии оценки обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.

Налоговая выгода – это снижение суммы налога к уплате в результате уменьшения налоговой базы, применения налогового вычета, более низкой ставки, другой налоговой льготы, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.

Например, налоговую выгоду в виде учета произведенных расходов получают те, кто работает на общей системе налогообложения, УСН Доходы минус расходы, ЕСХН.

Для всех этих налогоплательщиков имеет большое значение признание налоговой инспекцией заявленных в отчетности расходов.

Представим, что бизнесмен на УСН Доходы минус расходы получил доходов 10 млн рублей, из которых 8 млн рублей – это затраты на сырье и материалы, арендные платежи, транспортные расходы и т.д.

По его мнению, налоговая база, то есть та сумма, которая облагается по налоговой ставке (стандартная ставка на УСН Доходы минус расходы – 15%), будет равна 2 млн рублей, а сумма налога к уплате, соответственно, 300 тыс. рублей.

А налоговая инспекция, проверив документы, подтверждающие расходы на сырье и материалы, посчитала поставщика недобросовестным контрагентом, и отказалась принимать расходы по сделке с ним на сумму 6 млн рублей. В результате, налоговая база составила 8 млн рублей, а вместо 300 тыс.

рублей налога бизнесмену придется уплатить 1,2 млн рублей. Так что, неосмотрительность в выборе контрагента в этом случае обойдется в 900 тыс. рублей. В этом плане УСН с объектом налогообложения «Доходы» гораздо безопаснее, т.к. не требует подтверждения произведенных расходов.

 

Если вы зададитесь вопросом – а какое отношение имеют к вам прегрешения вашего контрагента, то ответ получите в п.

10 постановления № 53: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».

И еще: «Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей».

Налоговой инспекции гораздо проще наказать действующего добросовестного предпринимателя, лишив его возможности на учет произведенных расходов, чем пытаться привлечь к ответственности фирму-однодневку. Вопрос о том, справедлива ли такая позиция, можно назвать риторическим.

Налоговые правоотношения основаны на подчинении одной из сторон (налогоплательщика) другой — государству и носят властный характер, гражданско-правовые принципы к ним не применяются.

Суды в спорах по обоснованности отказа в получении налоговой выгоды в большинстве случаев поддерживают позицию ФНС. 

В статье про налоговые проверки мы рассказали про Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок. Среди 12 критериев рисков в этом документе приводятся и риски, связанные с недобросовестными контрагентами. Признаки нежелательного партнера по сделке таковы:

  • отсутствие личных контактов руководителей или уполномоченных должностных лиц поставщика и покупателя;
  • отсутствие информации о местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя или представителя контрагента, копий документов, удостоверяющих личность;
  • отсутствие информации о контрагенте, доступной на официальном сайте ФНС;
  • договорные условия, заметно отличающиеся от обычных условий (поставка крупных партий товара без предоплаты или гарантии оплаты; длительные отсрочки платежа; расчеты через третьих лиц; штрафные санкции, несопоставимые с последствиями нарушений и т.д.);
  • отсутствие реальных действий налогоплательщика или его контрагента по взысканию дебиторской задолженности;
  • существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, без экономического обоснования целесообразности таких расходов и т.д.

Так что, если вы хотите снизить вероятность выездной налоговой проверки, то разумно вести свою деятельность так, чтобы не быть замеченным в подозрительных связях.

Что входит в мероприятия по проверке добросовестности контрагента?

И Минфин, и ФНС не оставляют без внимания вопрос подтверждения должной осторожности и осмотрительности при выборе контрагента. В своем последнем письме по этому вопросу от 17 декабря 2014 г.

N 03-02-07/1/65228 Минфин указывает, что Налоговый кодекс не определяет конкретный перечень действий и документов, запрашиваемых у контрагентов, который сможет подтвердить, что вы проявили ту самую осмотрительность и осторожность.

В результате, возможна ситуация, что как бы вы ни старались, избежать обвинений в том, что вы были неосторожны при выборе партнера, не получится. И все же, стремиться к этому надо.

Приводим дюжину возможных контрольных мероприятий по проверке контрагента. На практике далеко не все бизнесмены проверяют своего партнера так тщательно, но если сделка значимая для вас, то рекомендуем проверить все возможные риски, тем более что большая часть этих методов является бесплатной.

  1. Найти сведения о будущем партнере в государственном реестре (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). На своем сайте мы разместили бесплатную форму получения сведений из ЕГРЮЛ/ЕРГИП, которая полностью сопряжена с соответствующим официальным сервисом ФНС. Благодаря ему вы за минуту получите исчерпывающую информацию об официальных регистрационных данных вашего контрагента. Поиск возможен по ИНН или ОГРН, а также по наименованию организации. Чтобы найти сведения про индивидуального предпринимателя, надо знать его ФИО и регион места жительства.
  2. Получить информацию о контрагенте в открытых источниках (официальный сайт, реклама, отзывы клиентов).
  3. Запросить документы у контрагента. Обычный пакет выглядит так:
  • копия свидетельства о государственной регистрации;
  • копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • копия учредительных документов;
  • копия паспорта руководителя;
  • копия лицензии или доступа СРО, если договор заключен на такой вид деятельности;
  • документы, подтверждающие полномочия лица на подписание договора (копия протокола о назначении руководителя или доверенность на другое лицо);
  • копии приказа или доверенности на право работников контрагента заверять счета-фактуры и товарные накладные.

Копии документов должны быть заверены печатью и подписью руководителя. Кроме этих документов надо получить выписку по контрагенту из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), ее можно запросить у контрагента или заказать самому.

  1. Убедиться в том, что руководитель контрагента не является дисквалифицированным лицом.
  2. Получить сведения, подтверждающие, что контрагент сдает налоговую отчетность и не имеет задолженности по налогам.
  3. Узнать, не находится ли организация-контрагент в процессе ликвидации.
  4. Проверить паспортные данные руководителя по списку недействительных, утраченных или похищенных паспортов.
  5. Узнать, не ведется ли в отношении контрагента исполнительное производство. Это означает, что организация имеет непогашенную задолженность, которую с нее взыскивают через суд.
  6. Проверить, имеются ли сведения о причастности контрагента к экстремистской деятельности или терроризму.
  7. Посмотреть, не внесен ли будущий партнер в реестр недобросовестных поставщиков.
  8. Проверить, не заблокирован ли расчетный счет контрагента. Для этого надо знать ИНН контрагента и БИК его банка.
  9. Удостовериться, что контрагент отсутствует в списке компаний, с которыми нет связи по их юридическому адресу.

Мы собрали подборку имеющихся официальных сервисов по проверке контрагента в двух статьях, поэтому вам не придется блуждать в поисках этой информации по Интернету.

Полезные сервисы от ФНС

Полезные сервисы для бизнесмена

Источник: https://www.regberry.ru/malyy-biznes/proverka-kontragenta

Документ, который продемонстрирует осмотрительность при выборе контрагента

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

На протяжении длительного времени компаниям удавалось доказать в суде проявление должной осмотрительности только лишь с помощью выписок из ЕГРЮЛ, а также учредительных и регистрационных документов, полученных от контрагента (постановление Президиума ВАС РФ от 09.03.10 № 15574/09).

Однако сложившаяся судебная практика показывает, что собранный компанией пакет документов на контрагента не является достаточным доказательством проявления должной осмотрительности.

Кроме того, в большинстве организаций методика проверки добросовестности контрагента не утверждена никаким внутренним документом.

Поэтому для снижения налоговых рисков целесообразно утвердить положение о проверке всех поставщиков и подрядчиков, с которыми компания намеревается начать сотрудничество и заключить договоры.

Данный документ должен определять перечень мероприятий, связанных с обеспечением должной осмотрительности. И включать в себя как требования к самому контрагенту, так и к перечню документов, подлежащих запросу у поставщика.

Результаты данных мероприятий желательно хранить в налоговом досье продавца.

Обычно во внутренней методике компании фиксируется, что сотрудник отдела снабжения или иного соответствующего подразделения должен направить в юридический отдел запрос на проведение проверки контрагента.

При этом работник, занимающийся заключением договора, передает комплект документов, полученных от поставщика. Сотрудники юридической службы проверяют полноту и достоверность представленных документов.

После чего обращаются к информационным базам ФНС России или иным аналогичным источникам для получения сведений, позволяющих сделать вывод о благонадежности контрагента на дату проверки.

Кроме того, для усиления налоговой безопасности компании целесообразно разработать специальную форму заявления, гарантирующего добросовестность поставщика на момент заключения договора. Оформление заявления докажет не только добросовестность, благонадежность и финансовую стабильность продавца, но и подтвердит юридический статус и реальность хозяйственных операций.

Такой документ должен заполнять и подписывать каждый потенциальный контрагент. После анализа сведений, содержащихся в данном документе, юридическая служба сможет проинформировать работника о возможности заключения договоров.

В каком виде составляется. Заявление, гарантирующее и подтверждающее добросовестность контрагента, составляется в произвольной форме.

Что обязательно должно быть в документе. В заявлении необходимо отразить наименование потенциального контрагента, данные о государственной регистрации и присвоении ИНН. А также гарантии, обязательства и прочие условия, которые берет на себя деловой партнер.

Заявлением контрагент подтверждает, что он располагает полномочиями, финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, необходимыми для исполнения всех обязательств по договору. А также тот факт, что он своевременно и в полном объеме исполняет свои налоговые обязанности перед бюджетом.

Кроме того, в документе можно зафиксировать гарантии контрагента, касающиеся его взаимодействия с представителями компании и налоговой инспекции в случае проведения камеральных и выездных проверок. Или в случае истребования у компании документов о поставщике или информации о конкретных сделках с ним в рамках статьи 93.1 НК РФ.

Дополнительные меры безопасности. Желательно также зафиксировать перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению.

Это могут быть, в частности, копии устава со всеми изменениями, свидетельства о регистрации юридического лица, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, решения о назначении исполнительного органа контрагента, приказа о вступлении в должность исполнительного органа, паспорта генерального директора. И конечно, копия выписки из ЕГРЮЛ «не старше» 30 календарных дней с момента заключения договора.

Помимо этого стоит запросить у делового партнера копии лицензий, допусков СРО, договора аренды нежилого помещения, подтверждающего нахождение компании по заявленному адресу, извещения о регистрации в качестве страхователя в ФСС, уведомления о регистрации в ПФР, информационного письма из Росстата, титульных листов налоговой отчетности за последний квартал с отметкой налогового органа. А также копии документов, подтверждающих законность использования исключительных прав (товарный знак, фирменное наименование и так далее), и доверенности на лицо, подписывающее договор, в случае, если контракт подписывается по доверенности. Все копии документов должны быть заверены печатью контрагента и подписью уполномоченного лица.

Источник: http://www.nalogplan.ru/article/3054-dokument-kotoryy-prodemonstriruet-osmotritelnost-privybore-kontragenta

Положение о проверке контрагентов: образец

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

Проверка надежности контрагента проводится перед заключением договора с ним. Это необходимо, чтобы минимизировать риски признания соглашения о сотрудничестве недействительным. Из письма ФНС от 24.07.2015 г. № ЕД-4-2/13005@ следуют такие критерии оценки потенциальных угроз:

  • полномочия руководителя фирмы-контрагента не имеют документальных подтверждений;
  • фактический адрес местонахождения контрагента не может быть определен;
  • в базе ЕГРЮЛ нет информации об этом юридическом лице;
  • по вопросу наличия у контрагента возможности выполнить условия договора возникают сомнения.

Методика проверки контрагентов

Процесс отбора из списка потенциальных поставщиков и исполнителей работ должен быть закреплен за одним или несколькими должностными лицами.

Этот блок функциональных обязанностей рекомендуется зафиксировать в их должностных инструкциях.

Ответственные работники при выявлении недобросовестных субъектов предпринимательства должны использовать методику, которую описывает локальный регламент проверки контрагентов (образец разрабатывается предприятиями самостоятельно).

На первом этапе взаимодействия с потенциальным контрагентом рекомендуется запросить у него стандартный комплект справок, выписок, свидетельств и других документов, позволяющих убедиться в реальности предприятия.

Документы для проверки контрагента:

  • копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.

При необходимости проанализировать текущее финансовое положение субъекта предпринимательства можно запросить информацию о численности персонала, стоимости основных или оборотных активов, опыте работы в конкретной рыночной нише. Допускается вариант с изучением последней бухгалтерской отчетности. Отказать в этом вопросе контрагент не может – отчетные документы законодательно отнесены в группу публичных сведений.

На следующих этапах помощь оказывает Федеральная налоговая служба – проверка контрагента будет производиться через подачу письменного запроса в контролирующий орган с целью получения достоверных сведений об интересующем предприятии. Подтвердить официальность статуса контрагента можно и на сайте ФНС. Возможности электронных сервисов сайта:

  • получение информации об организации из ЕГРЮЛ с учетом последних изменений;
  • проверка контрагента на банкротство;
  • в режиме онлайн можно узнать, не начата ли процедура ликвидации или реорганизации, не был ли руководитель фирмы дисквалифицирован за правонарушения.

Предоставляет все указанные сведения налоговая служба, проверка контрагента через электронные или письменные запросы в ФНС бесплатна. Сервисом сайта ФНС можно воспользоваться по адресу ]]>https://egrul.nalog.ru/]]>.

База ресурса ежедневно обновляется, в ней находится основная информация о контрагенте в статусе юридического лица или ИП. Проверка контрагента по наименованию на сайте может быть заменена поиском по номеру ИНН или ОГРН.

Рекомендуется ознакомиться и с содержанием актуальной картотеки арбитражных судебных разбирательств (на ]]>официальном сайте ВАС]]>). Это позволит быстро уточнить, не является ли фирма участником судебной тяжбы. Информацию о действующих исполнительных производствах можно получить из ]]>поискового сервиса]]> на сайте ФССП.

Добросовестность контрагента можно перепроверить по лицензионным документам. Для этого надо воспользоваться поиском по реестру лицензий на сайте соответствующего ведомства.

Наличие полномочий у должностного лица со стороны контрагента по ведению переговоров и заключению сделок определяется несколькими способами:

  • в уставных документах указывается период актуальности прав назначенного руководителя по визированию документации;
  • в уставе может быть прописан пункт, запрещающий руководителю подписывать договоры по сделкам, стоимость которых превышает определенный учредителями денежный порог.

Дополнительной мерой подстраховки от споров с контролирующими органами может стать оформление акта выезда к потенциальному поставщику. Документ подтверждает реальность пребывания предприятия по адресу, прописанному в документах.

Если компания участвует в электронных торгах на аукционе, то при ценовом демпинге нормы Закона о госконтрактах № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. предписывают поставщику предъявить контракт на закупку товара и письмо о добросовестности контрагента.

Последний документ составляется в произвольной форме.

Регламент и методика проверки потенциальных партнеров по сделкам разрабатываются субъектами хозяйствования самостоятельно, унифицированных форм, структуры не предусмотрено. В документе рекомендуется указывать лиц, которые назначаются ответственными за реализацию этого блока работ. В разных ситуациях может применяться индивидуальный алгоритм проверки контрагента:

  • расширенный инструментарий проверочных мероприятий применяется по отношению к недавно зарегистрированным компаниям, минимальный набор действий – для долго работающих фирм;
  • отдельный механизм взаимодействия можно предусмотреть для организаций, с которыми ранее уже заключались сделки;
  • разделять партнеров можно по суммам договоров.

Положение о проверке контрагентов содержит сведения о комплекте документов, которые ответственные лица должны запросить у потенциальных партнеров. В регламенте раскрывается информация, подлежащая сбору и анализу, порядок ее получения и методика обработки.

Документ утверждается директором и доводится для ознакомления ответственным лицам (под роспись). Рекомендуется регламентом установить срок хранения на предприятии базы данных по контрагентам, обозначить меры ответственности должностных лиц, способы их поощрения.

Источник: https://spmag.ru/articles/polozhenie-o-proverke-kontragentov-obrazec

Проверка добросовестности контрагента при совершении зерновых и других сделок в АПК

Заявление о добросовестности контрагента для чего это надо

О. Романова, адвокат, управляющий партнер, ООО «Юридическая группа “Ратум”»

В период разгара экспортного сезона, когда российские зерновые культуры активно поставляются на мировой рынок, и сельхозпроизводители совершают большое количество сделок по продаже подобной продукции, не будет лишним вспомнить о критериях «добросовестности» контрагента и новых правилах исключения компаний из государственного реестра.

В сельскохозяйственной отрасли в течение многих лет наблюдалась ситуация, когда действия непорядочных предприятий наносили ущерб практически всем производителям, ведущим честную игру.

Сложившееся положение начало значительно меняться после подписания многими отечественными компаниями в прошлом году «Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции», которую уже можно назвать историческим документом для нашей страны.

Он свидетельствует о понимании участниками российского аграрного рынка того, что время «черной» и «серой» реализации товаров уже фактически прошло. Благодаря этому соглашению сегодня все большее количество предприятий-контрагентов осуществляют оборот продукции на прозрачной основе.

РЕШАЮЩИЙ ТОЛЧОК

По сути, требования, которые изложены в хартии, давно очевидны для участников из других отраслей материального производства, например промышленности, которая стала объектом наблюдения фискальных органов намного раньше, чем сельское хозяйство. Однако именно для этого направления нормы, представленные в данном документе, с точки зрения права являются нонсенсом, несмотря на то, что предписываемые требования априори подлежат соблюдению всеми игроками цивилизованного рынка.

До тех пор, пока действия недобросовестных компаний особым образом не влияли на деятельность честных и законопослушных сельхозпроизводителей, никто не сообщал о необходимости в подписании подобного рода соглашения.

Однако в последние годы операции «черно-серых» трейдеров начали все больше воздействовать на ситуацию с правовым регулированием налогообложения сельхозпродукции и на всех игроков данного сегмента экономики.

Помимо этого, широкий резонанс получили результаты проигранных достаточно известными агропромышленными холдингами судебных дел, связанных с налоговыми органами. Эти и другие факторы послужили толчком к созданию хартии.

ТРЕВОЖНЫЕ ЗНАКИ

В связи с подписанием данного соглашения стали появляться рассуждения о понятии должной осмотрительности компаний.

Однако еще в 2007 году Федеральная налоговая служба России разработала и утвердила приказом № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 года критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.

Более того, в письме ФНС РФ от 16 марта 2015 года № ЕД-4-2/4124 «О рассмотрении обращения по вопросу разъяснения принятия мер должной осмотрительности при выборе контрагента» указано, что налоговые органы Российской Федерации рекомендуют налогоплательщику обращать внимание на определенные критерии, которые могут свидетельствовать о недобросовестности компании. К тревожным признакам можно отнести: отсутствие информации о регистрации контрагента в Едином государственном реестре юридических лиц, или ЕГРЮЛ, что можно проверить на официальном сайте ФНС России; закрепление предприятия по адресу «массовой» регистрации, а также неимение сведенийо фактическом местонахождении фирмы, ее складских, производственных и торговых площадях.Подобные признаки свидетельствуют о высокой степени риска квалификации налоговыми органами такого контрагента проблемным, а сделок, совершенных с ним, — сомнительными.

Со временем требования к проявлению должной осмотрительности и проверке предприятий стали понятны для участников рынка, однако по нововведениям об удалении налоговыми органами из ЕГРЮЛ компаний, сведения о которых являются недостоверными, могут возникать вопросы. Знание данных поправок поможет сельхозпроизводителям не только исключить из списка партнеров непорядочных контрагентов, но и самим не попасть в перечень ликвидируемых фирм.

НОВЫЕ ОСНОВАНИЯ

В статье 21.

1 «Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа» Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ пункт 1 предусматривает, что юридическое лицо, которое в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности о налогах и сборах, а также не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое недействующее юридическое лицо может быть удалено из единого государственного реестра в порядке, оговоренном в других статьях данного акта. Однако в этот федеральный закон были внесены изменения, вступившие в силу 1 сентября 2017 года. Статья 21.1 была дополнена пунктом 5, в котором указаны новые основания для исключения из ЕГРЮЛ по решению налоговых органов. Первым из них является невозможность ликвидации юридического лица ввиду неимения средств на осуществление этой процедуры и отсутствия шансов возложить данные расходы на его учредителей или участников. Вторым основанием выступает наличие в реестре сведений, «в отношении которых внесена запись об их недостоверности в течение более чем 6 месяцев с момента внесения такой записи».При этом указано, что налоговые службы не смогут исключить компанию из ЕГРЮЛ при наличии у них сведений о возбуждении в отношении этой фирмы производства по делу о банкротстве.

ПРИНЯТЬ МЕРЫ

Оказаться в списке предприятий, которые исключаются из ЕГРЮЛ, могут как непорядочные, так и добросовестные компании. Для определения риска того, что фирма может попасть под массовую ликвидацию, можно пройти небольшое тестирование.

Для этого необходимо ответить на ряд вопросов: управляет ли глава более чем пятью организациями; выступает ли управляющая компания руководителем большого количества фирм — свыше 20 штук; состоят ли члены общества с ограниченной ответственностью во многих предприятиях — в более чем 10 компаниях; зарегистрировано ли по адресу учреждения значительное число организаций — сверх 10 единиц. Помимо этого, необходимо учитывать, истек ли срок дисквалификации лица, которое действует в качестве единоличного исполнительного органа — директора; появилась ли информация о смерти руководителя; отличается ли юридический адрес от места фактического нахождения; соответствует ли наименование единоличного исполнительного органа сведениям в ЕГРЮЛ, поскольку, к примеру, в уставе может быть указано «генеральный директор», а в реестре — «директор». Если положительные ответы были получены более чем на три вопроса, то руководителю компании рекомендуется принять срочные меры для устранения признаков, которые могут привести фирму к ликвидации. В этом случае необходимо найти данные о предприятии на сайте ФНС России и дополнительно заказать выписку непосредственно в районной налоговой службе. После этого нужно сравнить полученную информацию с реальными сведениями о руководителях, учредителях, размере уставного капитала, юридическом и фактическом адресах. В случае обнаружения несоответствий следует предпринять действия, направленные на их устранение. В противном случае налоговая инспекция может сама внести сведения о недостоверности данных, в первую очередь об адресе предприятия, а затем, спустя три месяца, ликвидировать организацию.

УЗНАТЬ О ЛИКВИДАЦИИ

При обнаружении информации, не соответствующей действительности, нужно внести изменения в единый госреестр. Для этого можно подать в инспекцию заявление заинтересованного лица, то есть участника или руководителя общества, о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ и тем самым получить основания для проверки компании.

Однако можно выбрать иной путь — созвать внеочередное общее собрание участников общества, поставить вопрос об устранении несоответствия выявленных данных и внесении изменений в учредительные и иные документы. Далее следует заверить соответствующие формы у нотариуса и подать их в налоговую службу.

В данном случае самостоятельно установленные нарушения будут устранены, а проверки можно будет избежать.

Нередко у руководителей возникает еще один немаловажный вопрос — как узнать о том, что предприятие попало под ликвидацию. Сведения об этом налоговая инспекция размещает в «Вестнике государственной регистрации».

На сайте ФНС России существует специальный раздел, посвященный этому документу, где можно получить информацию о любой компании, указав в строке поиска ОГРН или ИНН организации.

Такого рода мониторинг необходимо выполнять постоянно, причем как в отношении собственной фирмы, так и контрагентов, с которыми заключаются сделки.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ШАГИ

Помимо сайта ФНС РФ существуют различные платные сервисы, работающие по подписке и предлагающие мониторинг контрагентов, а также фирмы, предоставляющие аналогичные услуги.

При этом многие юридические и бухгалтерские компании используют профессиональные сервисы, позволяющие отслеживать информацию одновременно о большом количестве предприятий, в том числе данные из «Вестника государственной регистрации».

Важный этап — обнаружение сведений о ликвидации собственной компании. Если такая информация была обнаружена, то необходимо подать в налоговую инспекцию возражение в течение трех месяцев со дня выхода в свет сообщения о предстоящем исключении организации из ЕГРЮЛ.

В качестве крайней меры имеет смысл подать заявление о банкротстве, поскольку при его принятии налоговая инспекция не сможет исключить компанию из реестра. В последующем бумагу можно отозвать, а полученное время использовать для устранения тех обстоятельств, которые послужили основанием для ликвидации.

Однако к данному механизму лучше не прибегать, поскольку гораздо грамотнее и безопаснее здраво оценивать финансовое состояние компании, избегать задолженности по налогам, своевременно вести расчеты с кредиторами, сотрудничать с добросовестными контрагентами, поскольку может случиться так, что уже запущенный процесс остановить не удастся.

Источник: http://agbz.ru/articles/proverka-dobrosovestnosti-kontragenta-pri-sovershenii-zernovyih-i-drugih-sdelok-v-apk

ПраваГуру
Добавить комментарий